Новые правила ОСАГО тревожат страховщиков

Страховщики встревожены. С первого марта вступают в силу новые правила обязательного страхования автогражданской ответственности, и страховые компании серьезно опасаются роста количества случаев мошенничества.

Страховщики встревожены. С первого марта вступают в силу новые правила обязательного страхования автогражданской ответственности, и страховые компании серьезно опасаются роста количества случаев мошенничества.

Какой водитель, чиркнув бампером о бордюр или обнаружив утром царапину на крыле своей "ласточки", не мечтал возместить ущерб за счет страховщика? Какой страховщик не хотел бы обезопасить себя от таких хитрецов. По статистике, из 100 возмещенных страховых случаев до 30 – мошеннические схемы отъема денег у компаний. С 1 марта вступят в силу обновленные правила ОСАГО, согласно которым оформление протокола ДТП возможно без представителей ГИБДД, и страховой бизнес может накрыть волна сфабрикованных страховых случаев, уверен вице-президент Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин.

"Возможностей станет больше для мошенников. Это вообще даже нет никаких сомнений. Появляется возможность за счет не привлечения представителей ГИБДД пользоваться подобными схемами", – доказывает Андрей Батуркин.

Сотрудники ГИБДД с такой позицией осторожно согласны. Ловить рыбку лучше в мутной воде. Пока нововведение не обкатают, мошенники будут пользоваться его несовершенством, считает старший инспектор ГИБДД по особым поручениям Андрей Федоров.

"Что будет придумывать преступный мир – я не знаю. Но мировая практика показывает, что, когда вводились полиса, например, идет всплеск мошенничества", – констатирует Андрей Фёдоров.

Как рассказал лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, во Франции опыт оформления ДТП без участия дорожной полиции показал: мошенники, действительно, активизировались, несмотря на то, что нормативная база была готова задолго до запуска новой системы.

"Во Франции, с которой мы фактически скопировали эту модель, Европротокол прямого регулирования. Такие случаи наблюдались, но там французы пошли с другого конца. Сначала добровольно страховые компании в этом эксперименте поучаствовали, сначала отточили весь механизм реализации, а потом уже этот механизм был утвержден государством и собственно стал обязательным для исполнения", – поясняет Вячеслав Лысаков.

Возможные схемы обмана известны. Во-первых, договориться с другом и устроить псевдо аварию с тем, чтобы на законных основаниях возместить неаккуратность самого водителя. Андрей Батуркин знает и другие варианты.

"Предварительно идем покупаем полисы ОСАГО. Желательно у 10 или у 20 страховых компаний. Изображаем ДТП с небольшим уроном – до 25 тысяч рублей, а потом мы обходим 10 страховых компаний и получаем там 10 или 20 страховых выплат, а может быть и 30", – разъясняет Андрей Батуркин.

С этой схемой можно было бы бороться, если бы страховщики имели единую информационную базу, а ее пока нет, равно как и единой системы оценки ущерба.

"К сожалению, до сих пор нет ни единой методики оценки ущерба, за которую отвечает Минтранс вместе с МВД и Минюстом. Пять лет эта методика не создана. А еще по закону, в статье 30-й в законе об ОСАГО, было написано, что должна быть создана единая информационная система, которая создается Минсвязью", – напоминает Баптуркин .

Максимальная сумма компенсации в случае прямого урегулирования – 25 тысяч. Особенно не разгуляешься. А потому, говорят эксперты, и всплеска липовых бланков-извещений о ДТП быть не должно. У страха глаза велики, считает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин. Чтобы такие схемы применить, мошенники должны решиться обнародовать себя.

"В любом случае тот, кто попал в аварию, должен будет либо себя признать виновным, либо не признать виновным. И они вносят все свои координаты в схему, где это произошло, в протоколы, которые будут направляться в страховые компании. Поэтому всё мошенничество, в принципе, останется на том же уровне", – считает Вячеслав Субботин.

Мошеннические схемы отъема денег существовали всегда. Дать гарантии, как известно, может только страховой полис. В случае со страховщиками – выверенная и обкатанная нормативная база. Водителям же стоит вспомнить, что новая система распространяется только на тех, кто получил полис после 1 марта. Но даже в этом случае куда надежнее по старинке – вызвать на место ДТП представителя дорожной власти, чтобы подстраховаться.