Тема:

Дело губернатора Сахалина 4 года назад

Дорога к даче Хорошавина похожа на трассу "Формулы-1"

Как выяснилось, миллионы долларов наличными и всякие бранзулетки, обнаруженные у теперь уже бывшего губернатора Сахалина Хорошавина, — лишь вершина айсберга. Почему обо всем этом стало известно только теперь? Как губернатор Хорошавин распределял средства богатейшего региона?

Как выяснилось, миллионы долларов наличными и всякие бранзулетки, обнаруженные у теперь уже бывшего губернатора Сахалина Хорошавина, — лишь вершина айсберга. Почему обо всем этом стало известно только теперь? Как губернатор Хорошавин распределял средства богатейшего региона?

И Виктор Чапига, и Вячеслав Емченко живут в Южно-Сахалинске. Но Виктору повезло меньше — на улице Горная, где стоит его дом, никогда не было асфальта и газа. Бывает, сюда заезжают коммунальщики, чтобы укатать землю и прорыть сливную канаву.

Дренаж городских служб затапливает участок Виктора Чапига мусором со стихийной свалки. На перекрестке улиц Горной и Яблочной он строит плотину и ловит бутылки лопатой. Чем дольше Виктор платит городу за вывоз отходов, тем выше гора мусора. "А ведь это какая-то окраина — центр города! Полтора километра до Дома правительства", — пояснил Виктор Чапига.

В это сложно поверить, но это действительно центр Южно-Сахалинска, столицы региона. О состоянии же дорог в области жителям остается только горько шутить. "У нас на Сахалине две асфальтированные дороги", — говорят они Одна из них — в пригороде Южно-Сахалинска. Кругом — тотальное бездорожье — и вдруг неожиданный автобан, проложенный через живописнейшие места. Не дорога, а настоящая трасса "Формулы-1"! Не то что ям — бугорка нет!

Семь километров первоклассного и ровного, как стекло, асфальта. Новый отбойник, разметка... Куда бы, вы думали, ведет это прекрасное шоссе? По пути нет ни одного населенного пункта.

База отдыха правительства Сахалинской области. В глубине находится шикарная дача уже бывшего губернатора Хорошавина. На всю эту красоту ежегодно выделялись сотни миллионов рублей, при том что больше половины дорог Сахалинской области даже не заасфальтированы.

В губернаторскую резиденцию съемочную группу долго не пускали — чиновники ссылались на секретность объекта. Но потом вдруг сами предложили все показать. С одним условием: снимать только то, что они разрешат.

Экскурсию по двухэтажному коттеджу проводит Владимир Головко. Он здесь вроде завхоза. С порога Владимир сразу же ведет в гардеробную. По его словам, в ней сейф, в котором и нашли миллионы Хорошавина. Головко говорит, что все вещи Хорошавина забрал его сын. Но чем дольше длится осмотр дома, тем больше строение напоминает гостевой коттедж на уикенд, а не место, где чета Хорошавиных прожила шесть лет.

И это после бриллиантовой авторучки, трех московских квартир в элитных домах, особняка на Рублевке! Вопросов становится все больше. Но тут съемочная группа выглянула в окно, а там – настоящая резиденция, в которую ее не пустили, запретили снимать даже издалека и поскорее вывезли за забор. Рассмотреть ее можно только с высоты птичьего полета. Говорят, Хорошавин облюбовал это место, как только вступил в должность. И загородная вилла губернатора строилась и содержалась за бюджетный счет.

"Мы стараемся жителя Сахалинской области не оставлять один на один с проблемой получения жилья, а всячески ему помочь. У нас есть возможность поддержать это деньгами из бюджета", — заверял когда-то Хорошавин сахалинцев.

Ей просто хотелось верить этому интересному мужчине с благородной сединой. И жительница Южно-Сахалинска Тамара Ковалева стала ждать и надеяться. "Нам уже который год говорят, что дадут до 2020 года обязательно. А доживем ли мы до 2020-го?" — вздыхает Ковалева.

В ее доме нет ни водопровода, ни туалета. Все удобства — во дворе, рядом с кучей мусора, в окружении бродячих собак. "Коммунальные платежи берут с нас, а ведь ничего не делают. Туалет не чистят, помойку не убирают", — отметила Тамара Ковалева.

Дом догнивает и расползается на все четыре стороны в сотнях метрах от мэрии Южно-Сахалинска. Никто не помнит, сколько лет этому бараку. Но Тамара знает, что аварийно-опасным он считается последние пять лет. "Какая у меня мечта? Пожить остаток жизни в хорошей, теплой, уютной квартире, чтобы туалет был и ванная", — признается пенсионерка.

Вся жизнь отдана любимой работе. Тамара Ковалева — заслуженный геодезист, почетный картограф России. В составе экспедиций она создавала современные карты Сахалинской области, приграничного острова Монерон.

От Сахалина до загадочного Монерона добираться по Татарскому проливу два часа. Остров ленивых сивучей, бакланов, экзотических моллюсков и сахалинских чиновников. Крыши особняков на живописных склонах предательски заметны. Узнаваем и фирменный стиль господина Хорошавина — по позолоченным вензелям. Их подбирали, чтобы угодить губернатору.

Татьяна Тимофеенко по профессии — эколог, но попасть на остров ей удалось только в качестве горничной. Она говорит, это была единственная возможность. По ее словам, на острове живут вице-губернаторы, генералы, обеспеченные и высокопоставленные люди.

Сначала Тимофеенко фотографировала флору и фауну, потом — последствия варварства инспекторов природного парка, делающих омлет из яиц краснокнижных птиц. Потом принялась за губернатора Хорошавина с его свитой и гостями.

Он всегда прилетал на вертолете и любил проводить на острове совещания с мэрами и вице-губернаторами в неформальной обстановке. Баня с бассейном, бильярд... Ассорти из морепродуктов, осьминоги, крабы, палтус горячего копчения, икра красная, черная — господин Хорошавин — гурман.

Стоимость его питания на Монероне в течение суток — 519 940 рублей. Еще есть программа пребывания вместе с чиновниками и заместителями: рыбалка, дайвинг, пешие прогулки, баня, купание... А теперь догадайтесь за чей счет этот банкет?