Тема:

Аварии "Протона" 4 года назад

Все преимущества "Ангары": "Протон", уступите место даме


Вести ФМ

Последний неудачный запуск "Протона" с мексиканским спутником подтверждает необходимость перехода космической отрасли к новой ракете - "Ангара". Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, этот переход нужно ускорить.

Последний неудачный запуск "Протона" с мексиканским спутником подтверждает необходимость перехода космической отрасли к новой ракете — "Ангара". Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, этот переход нужно ускорить. Подробнее об "Ангаре" и о ее отличиях от "Протона". 

"Ангара" разрабатывалась с середины 1990-х годов. Планируется, что ракета сможет со временем полностью заменить различные модификации "Протонов", которые запускают уже 50 лет.

Преимущества "Ангары" очевидны. Нынешние "Протоны" можно запускать только с Байконура, а он расположен в Казахстане. "Ангара" же будет стартовать с российских космодромов — Плесецк и Восточный. Кроме того, новая ракета собирается из узлов, изготовленных исключительно российскими предприятиями. Еще одна важная деталь — топливо. И "Протон", и "Ангара" являются жидкотопливными ракетами. Но "Протон" заправляют очень токсичным гептилом. "Ангара" использует более безопасное топливо на основе керосина. В качестве окислителя выступает жидкий кислород. Наконец, полезная нагрузка "Ангары" больше, чем у "Протона". А значит, с Байконура на орбиту можно будет выводить больше грузов. А с Плесецка и Восточного — столько же, что и нынешний "Протон". Со временем, когда ракета пойдет в серию, запуски "Ангары" должны стать дешевле запусков "Протонов". Помимо этого, новая ракета может выпускаться в различных вариантах, отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш.

"Конечно, ракетоноситель "Ангара" — это более современная техника, чем "Протон". "Ангара" — это модульная ракета. В ее конструкции заложены варианты ракетоносителя от легкого до тяжелого класса. Главное, чтобы были полезные нагрузки под "Ангару". То есть чтобы была не только телега, но и то, что на ней возить", — подчеркивает Караш.

Основная проблема в том, что "Ангара" — это новая ракета. Ее тяжелый вариант испытывался лишь однажды — в декабре 2014 года. Запуск был успешным. Но основные испытания "Ангары" еще впереди, говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

"Можно, конечно, этот процесс ускорить, но нужно помнить, что "Ангара" (тяжелая) прошла только один пуск. До завершения летных испытаний нужно провести еще 10-15 пусков. На это уйдет несколько лет. Поэтому даже если о такой ускоренной замене можно говорить, то это все равно произойдет в районе 2020 года. Не раньше", — констатирует Андрей Ионин.

Эксперты предупреждают, что сам по себе переход с "Протона" на "Ангару" не решит всех проблем российский космической отрасли. Нужно реформировать всю космическую промышленность, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики.

"Замена одной ракеты, которая делается на этих предприятиях, на другую ракету, которая делается практически на тех же самых предприятиях, конечно, изменить надежность не может. Если проблемы системные, то они должны решаться системно", — убежден Андрей Ионин.

По данным из открытых источников, на создание ракетоносителя "Ангара" уже потрачено 160 миллиардов рублей. Ранее предполагалось завершить программу испытаний тяжелого варианта "Ангара-5" только в 2021 году. После этого Россия смогла бы ежегодно выпускать по 6-7 таких ракет.