Китайскому "неприкасаемому тигру" дали пожизненное


фото EPA

Чжоу Юнкан, не так давно входивший в состав высшего органа китайской власти, приговорен к пожизненному заключению. В начале апреля суд предъявил ему обвинения в получении взяток, разглашении государственной тайны и злоупотреблении служебным положением.

Китайский "неприкасаемый тигр" Чжоу Юнкан, под контролем которого еще три года назад находились полиция, разведка, суды и прокуратура проведет остаток жизни в тюрьме. Сейчас Юнкану 73 года – за свою долгую жизнь он сделал головокружительную карьеру от инженера-геофизика до члена постоянного комитета Политбюро Компартии (КПК) – высшего коллективного органа власти в стране.

Чжоу Юнкан ушел в отставку в 2012 году в ходе так называемой "смены поколений" в китайском руководстве. Уже через несколько месяцев новый председатель страны Си Цзиньпин объявил борьбу с коррупцией своим главным приоритетом, однако вряд ли в тот момент всемогущий силовик мог подумать, что эта борьба коснется и его.

Однако все сложилось именно так. Чжоу Юнкан был арестован в своем доме в декабре 2014 года. Предварительное расследование длилось почти полгода – официальные обвинения бывшему партийному боссу были предъявлены лишь в начале апреля. Среди них и получение взяток и злоупотребление служебным положением, и разглашении государственной тайны. По совокупности обвинений Юнкан мог быть приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, однако суд, ограничился пожизненным заключением: в ходе расследования Юнкан добровольно сотрудничал со следствием, а в последнем слове полностью признал свою вину и принес официальные извинения.

Приговор поставил точку в самом громком на данный момент коррупционном разбирательстве в истории современного Китая – никогда еще обвинения во взяточничестве не предъявлялись человеку, занимавшему настолько высокие посты и лично знакомому с большинством людей, принимающих государственные решения. Однако если с судьбой Юнкана все более-менее ясно, то последствия, которые может повлечь за собой этот показательный процесс, пока анализу не поддаются.

Ясно одно: Си Цзиньпин нарушил негласный запрет на преследование новыми руководителями старых, фактически, отменив иммунитет, который для многих бывших руководителей значит побольше традиционного "золотого парашюта". Пока невозможно сказать, получит ли дело продолжение, однако, учитывая, что бывший шеф полиции добровольно сотрудничал со следствием, он вполне может потянуть за собой череду бывших и нынешних высокопоставленных чиновников, работавших с ним в разные годы.