Дагестанский феномен: из села Берикей люди бегут в "Исламское государство"

Вербовщики исламистов пытаются работать прежде всего с молодежью, и больше всего стремятся попасть на российский Кавказ. В Дагестане родители объединяются, чтобы помешать этому, и не дать одурманить сыновей и дочерей. Помогают им местные имамы.

Вербовщики исламистов пытаются работать прежде всего с молодежью, и больше всего стремятся попасть на российский Кавказ. В Дагестане родители объединяются, чтобы помешать этому, и не дать одурманить сыновей и дочерей. Помогают им местные имамы.

Небольшое село на юге Дагестана обладает всеми условиями для того, чтобы стать курортным и развитым центром, железную дорогу здесь строил еще Нобель. Но прогремел на всю Россию Берикей совсем по другой причине. Молодежь отсюда стала уезжать в Сирию, чтобы вступить в ряды боевиков "Исламского государства". И пополнить тем самым список дагестанцев, воюющих в рядах террористов, которых только по официальным данным, уже полтысячи.

Для села с богатой и доброй историей это стало нонсенсом.

"У меня такие дети были, их даже соседи не знали – домашние дети были", — рассказывает Камали Арсланбекова.

Сыновья Камали Арсланбековой уехали в Сирию, родителям ничего не сказав: знали, что будут против. Спортивные крепкие добрые ребята, вспоминает их мама, изменились за считаные дни. Началось с безобидных разговоров о религии за столом, затем — замечания домашним о неправильном с их религиозной точки зрения образе жизни. По очереди сначала младший, а затем старший сын отправились в "Исламское государство" (запрещена в РФ). Маме звонят каждую пятницу, интересуются как дома, но о своих делах, как правило, не говорят.

"Все нормально у них было. Работали. Состоятельные были. Отец день и ночь работал на них", — сокрушается жительница села Берикей Камали Арсанбекова.

Глава поселения уточняет, что ушедших в "Исламское государство" не 50, как сообщается, а 16. Еще 20 человек на учете полиции как группа риска. С этой молодежью проводят регулярные беседы. В местном духовенстве уверены, что сошедших с мирного пути еще можно вернуть. Местный имам призывает родителей боевиков использовать любую возможность, чтобы уговорить детей вернуться.

"Мать имеет очень большую силу на ребенка. И в исламе поклоняются Аллаху. Заповеди Всевышнего: не предавай товарищей и проявляй добро к родителям", — разъясняет имам мечети села Берикей Саид Газимагомедов.

"Не могу даже заглядывать сюда, не могу сюда даже заходить", — показывает спальню сыновей Камали Арсанбекова.

Сыновья Камали — Адыль и Гасанхан — были обеспечены всем необходимым. Версию социальных проблем женщина отвергает категорически.

"Они во всем нам помогали, во всех наших делах участвовали", — говорит мать.

90 процентов населения села заняты сельским хозяйством. Труд тяжелый и кропотливый. Вербовщики часто давят на то, что занятие, дескать, не достойное настоящего джихадиста-мусульманина. Кто-то ломается и вместо пахоты в поле выбирает автомат.

"У нас в селе никогда проблем не было. И не будет никогда. Кто хочет, работает. Берите пример с этих людей. Они возделывают свой огород, сажают помидоры, перец болгарский, горький, какой хочешь. Кто хочет работать – пожалуйста", — говорит глава администрации села Берикей Шихмагомед Шихмагомедов.

Когда в Сирию уезжают молодые люди, это можно в какой-то степени объяснить максимализмом и поиском себя в жизни, но странно, что к террористам уезжают молодые мамы. Бросив здесь все, они направляются с малолетними детьми туда, где бомбежки, казни и кровь. Такие дети либо погибают, либо становятся кадровым резервом для террористов. Но есть еще один вариант: использовать любую возможность для возвращения, ответить за содеянное и вернуться к мирной жизни.