Украинские власти готовят глобальный передел активов


фото EPA

Тотальный передел собственности происходит на Украине после прихода к власти сторонников евромайдана. При этом дележ происходит сразу в двух направлениях, пишет украинское издание "Вести".

Тотальный передел собственности происходит на Украине после прихода к власти сторонников евромайдана. При этом дележ происходит сразу в двух направлениях, пишет украинское издание "Вести".

В первую очередь, отмечает издание, приблизившиеся к новой власти олигархи пытаются побольше урвать у своих конкурентов, которые были обласканы при экс-президенте Викторе Януковиче. "Во-вторых, — замечают "Вести", — сама новая власть делает попытки перераспределить денежные потоки и активы в свою личную пользу. Уже сейчас ясно, что это только начало, и приведенные Майданом к власти чиновники лишь нагуливают аппетит — готовят глобальный передел активов".

В первую очередь пострадали группа СКМ Рината Ахметова и Group DF Дмитрия Фирташа. В 2014 году Киев не продлил Group DF договора аренды Вольногорского и Иршанского титановых горно-обогатительных комбинатов. Оба комбината были возвращены в госсобственность. А существующий долг за газ может быть использован как повод для национализации производителей химических удобрений "Черкасский Азот" и "Ровноазот", отмечает начальник отдела рейтингов корпоративной сферы ТОВ IBI-Rating Игорь Дикой.

Что-то из экспроприированного, отмечает украинское издание, разойдется по олигархам, приближенным к президенту Петру Порошенко — Кононенко, Григоришину, Еремееву, Онищенко, что-то приближенным к премьер-министру Арсению Яценюку — Мартыненко, Иванчуку. "А что-то, может быть, приглянется, и самим чиновникам", — отмечают украинские "Вести".

Активнее всего пока действует бывший днепропетровский губернатор и совладелец "Приватбанка" Игорь Коломойский. В январе 2015 года его компания "Бизнес-инвест" подала в хозяйственный суд Киева иск к правительству с требованием отменить результаты приватизации энергогенерирующей компании "Западэнерго" и забрать в пользу государства 45 процентов акций компании у группы ДТЭК. Аналогичные иски Коломойский затем подал в отношении компаний "Закарпатьеоблэнерго", "Днепрэнерго" и "Днепроблэнерго".

Впрочем, идет передел не только промышленных гигантов, но и множества средних и небольших компаний.

Четыре наиболее популярных механизма передела выделил глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

Самый ходовой — административный: вал проверок контролирующих государственных органов, останавливающий фактическую работу предприятия. Следующий — акционерный: акционирование предприятия и фактический захват его миноритарным собственником. Еще один способ — продажа под уголовным или административным давлением по заниженной нерыночной цене и, наконец, банковский механизм. Под этим понимается рейдерский захват под видом банковского взыскания или коллекторской работы. При этом стоимость отбираемых активов в десятки или даже сотни раз превышает размер когда-то предоставленных кредитных средств.

Большинство корпоративных войн на Украине сейчас проходит именно на банковском фронте.

Наибольшую активность по выбиванию имущества из своих должников проявил крупнейший государственный банк — Ощадбанк. Ощадбанк выиграл в судах по долгам контрольные доли пяти предприятий, принадлежащих "АвтоКрАЗу", а также 56 процентов процента акций самого "АвтоКрАЗа".

Также шквал исков о банкротстве обрушился и на агропромышленный комплекс. Это позволило, например, арестовать счета, движимое и недвижимое имущество агрохолдинга "Мрия" тернопольского бизнесмена Ивана Гуты. Уже начался передел и аграрных компаний менее крупного размера.