Тема:

Кризис в Греции 6 лет назад

Исторический дефолт: Греция замерла в ожидании референдума

Впервые в истории еврозоны произошел дефолт: Греция, как и ожидалось, не перевела 1,5 миллиарда евро в счет обслуживания кредита МВФ. The Financial Times уже сделала сенсацию – сообщила, что Ципрас якобы принял все условия кредиторов. Афины уже опровергли публикацию, а тысячи греков вышли на улицы.

Впервые в истории еврозоны произошел дефолт: Греция, как и ожидалось, не перевела 1,5 миллиарда евро в счет обслуживания кредита МВФ. The Financial Times уже сделала сенсацию: газета сообщила, что Ципрас якобы принял все условия кредиторов. Афины уже опровергли публикацию, а тысячи греков вышли на улицы в поддержку руководства страны. Брюссель теперь пытается убедить греков, что на предстоящем референдуме надо принять условия кредиторов.

Греческий дефолт состоялся. Пока, правда, только с точки зрения международного валютного фонда. В МВФ так и не увидели полутора миллиардов долларов, вместо этого премьер Ципрас написал еще одно письмо в Брюссель, в связи с чем председатель Еврокомиссии Юнкер был оживлен и даже намекал на возможную сенсацию.

"Целый день у меня ушел на то, чтобы оказать влияние на события, происходящие в Афинах, — сообщил Жан-Клод Юнкер. — И это может принести определенные результаты, которые не совпадут с вашими сегодняшними газетными статьями".

Ципрас принял все условия кредиторов, заподозрили некоторые СМИ, как будто забыв про референдум. Но когда прочитали, поняли, что принял, но далеко не все и не в полном объеме. При этом компромисс, как и прежде, обставлен условиями: Греция просит реструктуризации долга, которая предполагает его частичное списание, продление сроков погашения и снижение процентных ставок, предоставления кредитной линии еще на 29 миллиардов евро, что позволит обслуживать внешний долг в течение двух лет, продления программы поддержки банков наличностью — словом, все по списку, который кредиторы уже не раз отвергали.

И шеф еврогруппы Дейсселблум, который тоже получил свою копию письма, быстро снизил градус ожиданий. "Греция является представителем Еврозоны и имеет доступ к европейскому фонду помощи, — напомнил он. — Страна может запросить финансовую поддержку. Это довольно долгая процедура. Нашим финансовым институтам снова предстоит много над этим работать. А, между тем, как вы знаете, ситуация в Греции, ситуация с греческой экономикой и греческими банками, к сожалению, ухудшается все больше. Так что это вопрос, требующий серьезных размышлений".

Протянуть еще какое-то время, разобраться с просрочкой МВФ и предстоящими уже на следующей неделе выплатами по облигациям (вот уж где будет полный дефолт), Греции позволил бы хвостик, оставшийся от второго пакета помощи — 7 миллиардов евро, которые были заморожены из-за жесткой позиции греческого правительства. Прямо сейчас, несмотря на сомнения Дейсселблума, еврогруппа решает вопрос, а стоит ли их размораживать, если на референдуме греки выскажутся за соглашение с кредиторами. От этого "если" сейчас все и зависит.

"До референдума не может быть переговоров о помощи Афинам", — заявляет федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.

Признав право Греции на срочный референдум, европейские политики включились в агитационную компанию. Экстренное заседание Бундестага по Греции. Возможно, впервые в своей богатой политической практике немецкий канцлер поглощена борьбой не за немцев, а за голоса граждан совсем другой страны. Через своего самого влиятельного политика еврозона обращается к грекам: лучше соглашайтесь с кредиторами. И в тот же час греческий премьер Ципрас отправляет сигнал: не соглашайтесь.

"Остальные государства ЕС не ожидает катастрофа из-за решения Греции, — подчеркивает Ангела Меркель. — Сегодняшнее положение — это вызов для нас, однако мучением оно станет для граждан Греции".

"Кое-кто настаивает на том, что результат референдума связан с пребыванием Афин в еврозоне, — говорит в свою очередь премьер-министр Греции Алексис Ципрас. — Я хочу сказать, что, конечно, был такой тайный план: в случае отрицательного ответа на референдуме исключить Грецию из еврозоны. Но это блеф".

Мучение, не стала уточнять Меркель, ждет греков в любом случае — что с евро, что с драхмой. А Ципрас, хоть и прав в том, что у еврогруппы нет прописанного механизма исключения страны из валютного союза, но и он кое-что не договаривает: в случае если Европа прекратит подпитывать греческую финансовую систему наличными, то кризис ликвидности и банковский коллапс положат естественный предел пребыванию страны в еврозоне.

***

Говорят, на хлебе не экономят, но это не греческий случай. "Полбуханки хорьятико сельского", — ничего другого в булочной и не покупают — не на что. Выпечка сохнет третий день. На примере владелицы магазина Евы можно изучать историю греческого кризиса. В 2010 году — две пекарни, 9 наемных работников. В 2015-м — они вдвоем с супругом, хлеб помогает печь бабушка. И сегодня впервые за 40 лет печи встали — муку не привезли. Муж взял все, что было в кассе, лично поехал на склад. Сегодня в Греции везде так: нет денег — нет товара.

Тяжелее всего тем, кто торгует за наличные: паек, на который посадили греков, спас банки, но разоряет бизнес. На центральном рынке — народу как всегда, но изменились объемы. Люди стали смотреть на цены и берут по мелочи. Пенсии пока перечисляют исправно.

Господин Костат — только из банка. В его книжке 29 июня на счет упали 719 евро 86 центов, 120 дали снять, 120 — это 60 плюс 60. Разрешают брать за два дня — вчера у Костаса сил не было стоять в очереди. Считать греки научились еще пять лет назад, когда в страну потекли первые кредиты, но как выкручиваться сейчас? Банковские каникулы, обещали, продлятся неделю, но никто не сказал, что утром понедельника, после референдума, будет лучше.

Лучшая агитация — это, конечно, очереди у банкоматов. Оппозиции и придумывать ничего не нужно. "Вот, к чему привели пять месяцев правления "СИРИЗЫ", — рассказывают избирателю. — Мечтали о популярном правительстве и выходе из еврозоны. Есть неделя подумать". Это сторонникам Ципраса сейчас тяжелее — город обклеивают плакатами, на каждом углу кричат "OXI", но в рядах левых (опросы уже есть) остались, в основном, романтики и пенсионеры.

До понедельника общественный транспорт бесплатный. Частных машин в Афинах, действительно, меньше, но не потому, что пересели на метро. Как бы не старалось министерство торговли, заправляются в Греции за наличные, а это нынче расходы второстепенные. "Нет денег у людей, — констатирует владелец автозаправки. — Вчера вообще не было денег в банкоматах — люди смогли снять по 20 и 40 евро. Пусто".

Нет в Афинах больше ни паники, ни очередей — в среду страна окончательно замерла. Дожить до понедельника — главный девиз на эту неделю.