Тема:

Кризис в Греции 6 лет назад

Греческий капкан. Реплика Александра Кареевского


Global Look Press

Брюссель продолжает пугать Грецию, указывая Афинам на дверь валютного союза. Но в реальности так называемый "Грекзит" может открыть для еврозоны ящик Пандоры и вызвать цепную реакцию в других странах Старого Света.

Брюссель продолжает пугать Грецию, указывая Афинам на дверь валютного союза. Но в реальности так называемый "Грекзит" может открыть для еврозоны ящик Пандоры и вызвать цепную реакцию в других странах Старого Света. И тут выясняется, что долговая опухоль — проблема не одной лишь Эллады. Откуда она взялась и как ее лечить?

Греческие власти вновь просят денег у Европейского Союза. Таковы промежуточные итоги греческой драмы, к которой прикованы взоры всего мира. Во всяком случае, тех, кто интересуется экономическими проблемами. Многие опасаются, что банкротство Греции запустит процесс очередной острой фазы мирового кризиса наподобие 2008 года. Вернее, уже банкрот без внешней финансовой помощи. Вот только и занимать стране становится практически невозможно. Ее долг составляет 300 миллиардов долларов. Это гораздо больше ВВП страны. Однако греки не хотят брать новые кредиты для обслуживания старых долгов на прежних, как они считают, кабальных условиях. Своих возможностей для расплаты с кредиторами нет. Получается патовая ситуация.

Что делать в этих условиях Евросоюзу? Конечно, выход есть. И даже несколько вариантов. Например, Греция объявляет дефолт и фактически выходит из еврозоны, вводя собственную валюту. При этом уровень жизнь в стране падает сразу процентов на 30, а то и больше. Это вызовет сильные социальные волнения, но в итоге резко снизится уровень безработицы. Так как греки не смогут покупать импортные товары в прежнем объеме, им придется увеличить производство внутри станы. Местный бизнес сможет вздохнуть свободнее. Сейчас он задавлен крупными корпорациями из других стран ЕС, прежде всего, Северной Европы.

Но этот вариант чреват непредсказуемыми последствиями. Так, он может вызвать цепную реакцию в других странах Европы с огромными государственными долгами и слабой экономикой. Это, прежде всего, как известно, южные страны: Португалия , Испания , Италия. Такого развития событий очень боятся европейские власти. Похоже, они не готовы пойти на этот вариант развития событий. Об этом свидетельствуют все заявления мало-мальски значимых чиновников ЕС. Хотя, конечно, они продолжают пугать греков ужасами изгнания из европейского рая. Только этот рай для греков все больше превращается в ад. Текущий относительно высокий уровень жизни дается огромной ценой: долги растут очень быстро , можно сказать, что страна в долговой ловушке, и в нынешних условиях Греции никогда из нее не выскочить. А значит нельзя и думать грекам о своей внешней политике, направленной на соблюдение своих национальных интересов. Мол, нужно делать так, как скажут чиновники в Брюсселе или за океаном.

Можно ли в этих условиях говорить о светлом будущем страны? Или хотя бы об успешном развитии экономики для самостоятельной расплаты с кредиторами и повышения уровня жизни в будущем? Или даже сохранения нынешнего? Ведь этим довольно высоким уровнем жизни греков попрекают граждане других стран: мол, не так хорошо работаете, как живете.

А что это выяснилось только сейчас? Разве архитекторы Евросоюза не видели тех чудовищных диспропорций в экономиках многих вновь присоединяемых странах? Особенно в последнее время? Видели, конечно. Но в угоду политическим амбициям закрывали глаза на разницу в экономическом развитии старых и новых членов еврозоны. Мол, дадим денег в долг, граждане обрадуются повышению своего благосостояния в единой Европе. А потом отработают новые блага, повысив производительность труда, сокращая экономические диспропорции между странами. Такой расчет оказался неверным. По многим причинам, разница в экономиках стран Европы только увеличивается. Уже не только югу, но и северу, для сохранения существующего уровня жизни нужно принимать экстренные меры. Нужно что-то делать с непомерно разросшимся государственным долгом. Именно новые кредиты, которые берутся для погашения старых долгов, позволяет экономикам стран ЕС, пока держаться на плаву. А чиновники Евросоюза делают вид, что такой проблемы не существует. Ведь евро — резервная валюта. А значит, европейский ЦБ может спокойно печатать деньги и выкупать облигации правительств, монетизируя долги. Что, собственно, он с успехом и делает! Вот только так не может продолжаться вечно. Нельзя наращивать долги до бесконечности. Рано или поздно придется решать, как уменьшить бюджетные дефициты и расплатиться с долгами. Или платить по ним полностью никто и не собирается? Государственные долги многих стран Европы уже превысили все разумные пределы. В долговом капкане оказалась не только Греция. Проблема государственных долгов — проблема номер один для развитых экономик мира. И греческие события — только симптом этой смертельной болезни: невозможности нынешней системы капитализма развиваться успешно дальше. Долговая экономика подошла к своему пределу. Экспоненциальное наращивание долга экономическим субъектами — и государством, и частным сектором — на выходе не приводит к положительным результатам. А именно темпы роста ВВП стран на порядок отличается от темпов роста долга. Развитые страны за последние годы влили в свои экономики 10 триллионов долларов, астрономическую сумму, а на выходе — пшик!

Но признаться в этом руководители стран не могут, они делают вид, что проблема не столь серьезна. Хотя, на самом-то деле они знают, чем все это может кончиться: крахом всей мировой финансовой системы. Именно поэтому в случае с Грецией они выберут второй вариант: любыми способами заставить граждан Греции вновь тянуть долговую лямку. Иначе, в случае отказа выплачивать непомерные долги, греки могут открыть ящик Пандоры, то есть запустить необратимую цепочку событий в финансовом мире с явно трагическим концом.