Тема:

Кризис в Греции 6 лет назад

Два выхода для Греции. Реплика Григория Бегларяна


EPA

15 июля в парламенте Греции проходит голосование по утверждению законопроектов, которые необходимо принять, чтобы получить финансирование со стороны Евросоюза. Судя по всему, это голосование превращается в простую формальность.

15 июля в парламенте Греции проходит голосование по утверждению законопроектов, которые необходимо принять, чтобы получить финансирование со стороны Евросоюза. Судя по всему, это голосование превращается в простую формальность, поскольку с учетом поддержки со стороны олигархических (сейчас оппозиционных) партий в греческом парламенте, премьер-министр Ципрас получит нужное количество мандатов, чтобы законопроекты были приняты. Интрига только в том, сможет ли Ципрас сохранить в целостности свою партию СИРИЗА и большинство в парламенте или произойдет окончательный раскол и последующий развод наиболее радикальных греческих политиков со своим лидером.

Однако это тоже уже формальность, поскольку после фактической капитуляции Ципраса перед европейскими бюрократами и его "сделки" с кредиторами, этот греческий политик, по сути, перестает быть "радикальным" и, скорее, раньше, чем позже, его партия СИРИЗА постепенно трансформируется в обычную центристскую политическую структуру. Которая с готовностью примет любую помощь от своих конкурентов из оппозиционных партий.

Иными словами, греческий премьер и те его соратники, которые проголосуют за принятие условий от кредиторов, станут вполне лояльными для Брюсселя. И вынуждены будут делать то, что им предписано.

Пока непонятно, какие же причины заставили господина Ципраса отказаться от своих "идеалов борца с евро бюрократами" и принять практически все условия кредиторов. Сам Ципрас в своем вчерашнем интервью утверждает, что у него не было выбора, поскольку в случае отказа "подчиниться" Брюсселю Грецию изгоняли из еврозоны, а банковскую систему ожидал бы неизбежный коллапс. С таким аргументом, конечно же, трудно не согласиться, если речь идет о желании Ципраса оставить Грецию в Еврозоне любой ценой.

Однако, как говорится, выбор есть всегда. И если уж Ципрас и его соратники сделали выбор в пользу сохранения членства страны в валютном союзе, тогда они должны понимать, что таким выбором они окончательно загоняют свою страну в тотальную кабалу европейской бюрократической системы, а также лишаются шансов на проведение независимой политики в будущем.

Как только греческий парламент проголосует за принятие соглашений с кредиторами и ЕС, а премьер страны подпишет все необходимые документы, Греция не только передаст свой суверенитет в виде активов на 50 миллиардов евро в фонд, который будет управляться европейскими органами, но и вынуждена будет отдать контроль над всеми банковскими депозитами страны в размере 120 миллиардов евро. По сути, это будет означать внешнее управление.

Парадокс заключается в том, что скорее всего Греция может и не получить никаких "живых денег". По крайне мере, минфин Германии выступил с идеей "помочь" греческому правительству со срочным финансированием (так называемый бридж-кредит) не за счет выделения кредитной линии "живыми деньгами", а с помощью выпуска специальных векселей, которые будут гарантированы ЕС.

Иными словами, правительство Греции сможет получать "живые деньги" для оплаты своих внешних долгов перед кредиторами (которые будут немедленно списываться в пользу кредиторов), но что касается финансирования внутренних нужд правительства (оплата пенсий и зарплат), возможно, придется использовать эти самые векселя.

И хотя немецкий минфин предлагает использование векселей в качестве временной меры, становится очевидно, что в случае внедрения подобной схемы власти Греции будут лишены возможности производить расходы по своему усмотрению, а внешний контроль (со стороны Брюсселя) за греческими финансами станет тотальным.

При этом нельзя исключать, что при условии использования векселей (даже гарантированных ЕС) их можно будет обменивать на евро без каких-то потерь. Вполне возможно, что векселя будут обмениваться с определенным дисконтом, и в таком случае, греческие пенсионеры или работники государственного сектора могут обнаружить, что по факту их пенсии и зарплаты стали меньше.

Таким образом, цена этого соглашения с кредиторами оказывается слишком высокой, и Греция в полной мере испытает на себе смысл известной еще со времен Древнего Рима поговорки — горе побежденным. Сегодня греческие власти могут отдать свой суверенитет Европе, ничего не получив взамен, и для Греции это не принесет ничего хорошего. А местные политики не смогут противостоять Европе дальше в ответ на какие-либо будущие требования.