Такой трибунал нам не нужен. Реплика Георгия Бовта

фото ТАСС

Так что случилось с малайзийским самолетом Boeing рейса МН-17 17 июля 2014 года? Спустя год после трагедии над Донбассом ответа нет. Расследование не завершено, а продлено до конца 2015 года. Есть лишь предварительные результаты. И к ним — немало вопросов.

Тем временем в Совет Безопасности ООН внесено предложение Малайзии создать Международный трибунал для наказания виновных в трагедии. Сторонники трибунала, к которым скоро присоединился украинский президент Петр Порошенко, собственно, и не скрывают, кто, по их мнению, уже виноват и должен быть наказан — Россия. Хотя юридически никакое государство не может быть подсудно никакому трибуналу, только физические лица.

В современной истории международный трибунал создавали четыре раза. После Второй мировой войны победители судили побежденных на Нюрнбергском и Токийском процессах.

В 1993 году создали Трибунал по бывшей Югославии. Его юрисдикция распространялась на военные преступления всех сторон межнациональных войн, однако ему не удалось избежать политизации и обвинительного уклона против сербов, которые рисовались Западом как главные виновники войны. И во многом как "побежденные". Из 155 обвиняемых, представших перед трибуналом, 92 были сербами. Боснийских мусульман было лишь 9, хорватов 32. Некоторым обвиняемым приговоры до сих пор не вынесены.

В 1995 году Совбез ООН создал в Танзании Международный трибунал по Руанде. За геноцид в отношении народа тутси, когда вырезали около миллиона человек, пожизненные сроки получили бывший премьер Жан Камбанде, военный командир Джордж Рутаганде, полковник руандийской армии Теонесте Багосору. Но более сотни смертных приговоров были вынесены вне рамок трибунала руандийскими судами.

Во всех четырех случаях речь шла о массовых военных преступлениях. Хотя ни трибунал по Югославии, ни по Руанде не завершились сколь-либо приемлемыми результатами. Зато увязли в политизации. Новая резолюция предлагает создать пятый трибунал по модели этих двух.

Кстати, руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР предложило создать международный трибунал по Украине, где, как известно, на юго-востоке украинские войска неизбирательно применяют оружие против мирного населения. К тому же Киев освободил сам себя от обязанности соблюдать в Донбассе международные конвенции по защите прав человека. Если бы сторонники трибунала по сбитому самолету озаботились соблюдением хоть какой-то объективности, они могли бы поддержать идею трибунала по Украине в отношении всех совершаемых там преступлений, а не лишь одного из них. Глядишь, пригодились бы сотни томов свидетельств преступлений украинских силовиков, собранные российским Следственным комитетом, в том числе на основании показаний беженцев.

В том числе, против корректировщицы огня Надежды Савченко, обвиняемой, в частности, в гибели двух российских журналистов. Многие из тех, кто предлагают трибунал по Boeing, рисуют ее невинной жертвой.

Никто и никогда не создавал международных трибуналов ни по фактам преступлений в отношении гражданских самолетов, ни вообще по каким-либо отдельным преступлениям. Например, в 1988 году иранский пассажирский самолет А300 был сбит в международном воздушном коридоре над Персидским заливом ракетой, пущенной с крейсера Vincennes ВМС США. Погибли 274 пассажира. Лишь в 1996 году США согласились выплатить Ирану компенсацию в 61,8 миллиона долларов.

Никто не предлагал создать международный трибунал в 2001 году, когда украинские ПВО сбили над Черным морем российский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Украина не взяла на себя ответственности за гибель 72 человек.

Общепризнанных положений о международном трибунале нет. Каждый случай особый. Постоянные члены СБ ООН должны договориться о регламенте суда, кандидатурах судей. И все это должен утвердить резолюцией Совбез.

Инициаторы резолюции исходят из расширительного толкования раздела 7 Устава ООН, где говорится о действиях в отношении угрозы миру. А именно, "Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности".

В проекте резолюции авиакатастрофа и квалифицируется как "угроза международному миру и безопасности", что я бы назвал неюридическим термином "притягивание за уши". Получается, что для восстановления мира на Украине достаточно создать трибунал и можно, например, забыть о Минских договоренностях. Возможно, в Киеве многие так и хотели бы сделать, сместив циничным образом акценты.

Нынешняя резолюция игнорирует прошлогоднюю, по тому же Boeing, №2166, о необходимости всестороннего международного расследования и обеспечении неотвратимости наказания виновных в преступлении. Резолюция №2166, на выполнении которой, а не принятии новой, настаивает не только Россия, но и Китай, не квалифицирует авиакатастрофу как угрозу миру. Зато содержит призыв провести расследование "в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации".

Однако, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) к расследованию не привлекалась.

Что касается России, то ее аргументы не удостаивают объективного рассмотрения. А российским специалистам отказано в полном доступе к материалам технической экспертизы. Никто так и не потребовал от Украины предоставления распечаток переговоров диспетчеров и военных в день катастрофы, информации о расходе ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух", полетных планах украинских военных самолетов, данных о перемещении украинской военной техники, обоснования причин повышения активности работы радиолокационных станций.

Вместо этого нагнетается политическая шумиха и вбрасывается резолюция, не имеющая шансов на прохождение. Россия наложит на нее вето, без сомнений. Потому что такой трибунал нам не нужен...

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере