Год после крушения малайзийского Boeing: следствие не интересуют свидетели

Читайте нас в Telegram

На неделе исполнился год с момента катастрофы малайзийского Boeing в небе над Донбассом. Кто убил 298 невинных людей, мир за это время так и не узнал. Расследование ведется как бы шепотом, есть версии, но нет конкретики. Такое впечатление, что следователи боятся кого-то подставить. Это как со снайперами на Майдане — лучше замять. В первые же дни после катастрофы Boeing европейские газеты разместили фотографии погибших людей с кричащими заголовками "Жертвы Путина". К этому за год западную общественность вроде как приучили. Тогда зачем копаться в деталях? Порошенко на годовщину повторил на зубок заученную мантру, с смысл которой — виновата Россия и сепаратисты.

А в это время в селе Грабово, на которое упали обломки самолёта, прошла панихида, там открыли мемориал в память о невинных жертвах гражданской войны. Люди несли свечи и цветы. Траурные мероприятия прошли также в Голландии и Малайзии. Пассажиров из этих стран на борту было большинство. Чтобы почтить память погибших, жители Москвы 17 июля тоже приходили с цветами к посольствам.

Россию от следствия по делу Боинга фактически отстранили. Между тем без ответов остаются ключевые вопросы: почему часть документов о ходе расследования до сих пор засекречена, от кого и что скрывают следователи? Почему Украина не обнародовала данные о дислокации своих систем ПВО и полетах ВВС в день катастрофы? Где обещанные американской разведкой доказательства вины ополчения и России? Наконец, если вина ополченцев и России — это основная версия голландского следствия, то где показания свидетелей — диспетчеров, тех же очевидцев из местных жителей?

Как минимум на последний вопрос мы можем ответить сами: свидетелей опрашивать страшно, потому что они развалят всю эту версию, и обвинять придется или Киев, или не дай Бог еще кого поглавнее.

До поселка Зарощенское от Грабово — 35 километров. Полчаса езды. Ровно год назад эта дорога была перекрыта украинскими военными. Сергей — из соседнего села Садовое. Через Зарощенское каждый день ездил на работу на ферму.

"17 июля сюда подъехать даже было невозможно, тупо не пропускали никуда. В этом районе стояли украинцы, было видно их машину, радары. Человек 20-30 можно было наблюдать в этом районе", — рассказывает Сергей.

Военную технику, по словам местных, к Зарощенскому начали стягивать накануне ночью.

"Техника была замаскирована под сеточкой, но можно было увидеть, что это БТР, сто процентов, стоял хорошо. Видно было радары и какой-то как купол стоял, — вспоминает Сергей. — Единственное, что было видно, это радар, что крутилось. Стояло что-то зачехленное. В сам день, когда был сбит Boeing, рев стоял, больше ничего такого слышно не было. Просто рев, гром".

Фотография этого района со спутника из космоса — снята российскими средствами контроля, ее предоставило наше министерство обороны. Зарощенское, 17 июля, 11:32. Это спустя несколько часов , как Сергей заметил там позиции украинских военных.

Квадратом Б обозначена бронетехника, видимо, БТР, о котором говорил Сергей. В квадрате А — уже расчехленные установки зенитно-ракетных комплексов "Бук-М1" украинской армии.

Вот, как комплексы "Бук" выглядят в жизни: слева пусковая установка "Бук", а справа радиолокационная станция, купол вращается — фиксирует воздушные цели и передает информацию на пусковые установки.

18-го числа, на следующий день после трагедии, ситуация в Зарощенском резко изменилась. "Ничего здесь не было. Ушли они очень быстро, оставили много вещей. Через Крымку, а дальше Амвросиевка, она их была. Вот цементный завод, вот это Амвросиевка. Там их позиции были хорошо закреплены", — рассказывает Сергей.

Фотография Зарощенского уже на следующий день — 18 июля. Установок нет.

Информацию о том, куда делись зенитно-ракетные комплексы, сразу после того как был сбит малайзийский Boeing, Киев должен был предоставить еще год назад, но этого не произошло. Вместо этого Служба Безопасности Украины, опираясь на фотографии из социальных сетей, заявляет, что ракета была запущена из Снежного. Обвиняет ополченцев лично Порошенко. Для этого записал обращение, почему-то на английском: "Леди и джентльмены, этот гражданский самолет и 298 человек стали целью безжалостной террористической атаки, запущенной с территории, оккупированной пророссийскими боевиками на востоке Украины".

"Если бы ракета, как утверждают на Западе, была пущена из района Снежного, то по мнению всех экспертов и всех специалистов, она бы несколько раз отразилась на ростовском радиолокаторе", — говорит Олег Сторчевой, уполномоченный представитель РФ по расследованию катастрофы Boeing MH17.

Версию о том, что ракету могли выпустить из Снежного, прокомментировали и инженеры российского концерна ПВО "Алмаз – Антей": "Эта версия не выдерживает критики, так как условия встречи самолета с ракетой не соответствуют повреждениям, которые есть на фрагментах фюзеляжа малайзийского Boeing, и противоречит алгоритмам работы неконтактного взрывателя и характеристикам осколочного поля, создаваемого боевой частью ракеты".

Чтобы определить, откуда на самом деле стреляли, российские инженеры, которые работали в ангарах на базе Gilze-Rijen в Нидерландах, где хранятся обломки самолета, провели свое расследование.

Они сделали то, чего международная следственная группа избегает уже почти год: проанализировав сотни фотографий, специалисты создали реконструкцию носовой части Boeing и выяснили, что наиболее поврежденные части лайнера — это левая сторона кабины, левый двигатель и левое крыло. Чтобы определить, откуда летела ракета, эксперты проанализировали, под каким углом поражающие элементы врезались в поверхность лайнера.

"Проведенное моделирование показывает, что рассчитанные условия встречи ракеты с самолетом реализуются только при пуске из этого ограниченного района, а именно южнее населенного пункта Зарощенское", — заявил Михаил Малышевский, советник генерального конструктора концерна "Алмаз – Антей".

Любопытно, что именно населенный пункт Зарощенское фигурировал на карте командиров украинских подразделений, которая оказалась в распоряжении ДНР. По информации замкомандующего штабом ополчения ДНР Эдуарда Басурина, на карте были отмечены стартовые позиции ЗРК "Бук" от июля 2014 — как раз в районе Зарощенского. Более того, село на тот момент находилось под контролем ВСУ.

Однако на западных каналах об этом ни слова. Вместо этого в день годовщины трагедии один за другим западные каналы начали выходить с сенсационными видео – откровенно лживыми.

Вот ролик: догорающие фрагменты Boeing, разбросанные тела, люди, которые пытаются потушить обломки самолета. Только вот опубликовано это видео было не "только что", как заявил один из телеканалов, а год назад, через четыре дня после катастрофы. Справа на экране сайт канала BBC — страница от 21 июля 2014 года. Кадры один к одному. Камера также движется слева направо. Фиксирует группу из трех людей, один человек в форме уходит вправо. Распространять ролик стали с подачи австралийского портала News Corp. Сразу после этого министр страны Тонни Эббот заявил следующее: "Этот самолет был намеренно сбит пророссийскими повстанцами, мы считаем, с использованием поставляемых Россией ракет. Основываясь на том, что мы слышим от России, сложно иметь уверенность, что от России можно ждать честной и открытой кооперации с расследованием".

О том, что российское министерство обороны через четыре дня после трагедии предоставило всю имеющуюся у нее информацию с подробнейшими выкладками, Эббот почему-то решил умолчать.

"Россия — первая и единственная обнародовала подобные сведения. Российские специалисты выехали в Киев и передали голландской стороне всю информацию, которая у нас запрашивалась, включая данные РЛС, Ростовского центра единой системы организации воздушного движения", — сказал Олег Сторчевой.

Ни одни другая сторона не обнародовала имеющиеся у нее данные по катастрофе. Нет ни документов от Украины, касающихся переговоров военного сектора в день крушения, ни планов полетов военной авиации, ни информации о наличии и расходе зенитных управляемых ракет, ни спутниковых снимков США.

Не смутило премьер-министра Австралии и то, что официальное расследование — международная группа в Нидерландах – еще сама не готова назвать виновных. "В рамках нашего расследования мы по-прежнему прорабатываем две версии: есть версия, что самолет был сбит ракетой класса "земля-воздух", есть версия, что он был сбит ракетой класса "воздух-воздух", — заявил представитель Генпрокуратуры Нидерландов Вим де Брюн.

"Они не хотят, чтобы открылась правда, они надеются отложить расследование. Я сам голландец, и это страшно, что мы никогда не узнаем правды. Это очень предвзятое ангажированное расследование. Они хотят обвинить Россию. Но западные политики и пресса забывают, что год назад Россия была первой, кто просил о международном расследовании", — говорит Йост Немюллер, автор книги "MH-17: притворная сделка".

Киев при этом за весь год не предоставил ни одного документа. Ни о наличии и расходе зенитных управляемых ракет, ни записи переговоров наземных служб ПВО, ни звуковые записи переговоров диспетчеров с пилотами, не показал и самого диспетчера — Анну Петренко, которая вела Boeing. Сразу после трагедии она ушла в отпуск и перестала отвечать на телефонные звонки. Вместо этого – очередное заявление Порошенко, верить предлагает на слово: "Высокотехнологичное оружие, которым был сбит лайнер, могло прийти в руки террористов только из России".

Эти установки точно не из России. Зона АТО. Слева установка "Бук" с четырьмя ракетами, готовыми к запуску, справа – радиолокационная станция. Видео опубликовано 16 июля 2014 — за день до трагедии.

А вот и сам Петр Порошенко — лично осматривает военную технику и знакомится с зенитчиками, которых готовят управлять комплексами "Бук" в Харькове.

При этом ни специалисты, ни международная следственная группа не исключают и возможность поражения Boeing с воздуха. Но за весь год Киев так и не продемонстрировал никаких планов полетов военной авиации в день трагедии. Эту информацию добыл Следственный комитет России. В целях международного расследования он рассекретил главного свидетеля трагедии Boeing — Евгения Агапова. Этот человек служил механиком авиационного вооружения в украинских ВВС. За несколько часов до трагедии он находился на авиабазе в 250 километрах от места падения самолета.

Чтобы выяснить, какой именно ракетой могли стрелять по Boeing с воздуха, группа авиационных экспертов, за плечами у которых расследование целого ряда международных авиакатастроф, на этой неделе провела свое расследование. Специалисты проанализировали ракеты советского и зарубежного производства и выяснили: из всей номенклатуры известных иностранных управляемых средств поражения комплексу установленных характеристик в наибольшей степени соответствует израильская ракета класса "воздух-воздух" типа "Питон".

"Доработать Су-25 под применение ракеты "Питон" проблем не представляет. Были контрабандой доставлено на территорию Украины ракеты типа "Питон" с территории Грузии, а затем, точно так же, как на территории Грузии, израильские специалисты доработали некоторое количество штурмовиков Су-25 , имеющихся на Украине под ракету "Питон". Ракеты "Питон" никогда в Российской Федерации не было в принципе, потому что Россия имеет более совершенные и эффективные ракеты собственного производства", — пояснил Коснтантин Свиков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук.

Официальный отчет международное следствие представит только к концу года, но уже сейчас, уверяют российские эксперты, документ вызывает больше вопросов, чем ответов. Свою версию Запад сформулировал давно. Виновных уже тоже, похоже, назначили. Вместо того чтобы работать с новыми фактами, европейские и американские журналисты один за другим твердят: новые санкции в отношение России уже подготовлены и ждут своего часа.

Сегодня