Станет ли "Исламское государство" государством?


фото EPA

Террористическая группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) за два года превратилась из ответвления "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" в самый узнаваемый террористический бренд мира: ему присягают исламисты и приписывают теракты по всему миру. При этом то, что происходит на захваченных территориях, часто остается за кадром.

"Исламское государство" (запрещена в РФ), за несколько лет превратившееся из ответвления "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" на Ближнем Востоке в террористическую Мекку, стало самым обсуждаемым феноменом 10-х годов XXI века. Территориальные споры и смертельные вирусы были и раньше, революции и войны – тоже, а вот халифат возник на карте мира впервые с VII века. И, хотя большинство исламских богословов не признают за территорией, которую оккупирует группировка, права именоваться этим названием, это не останавливает тысячи мусульман со всего мира, едущих в "Исламское государство", чтобы жить по заветам Пророка.

При этом основную часть населения самопровозглашенного халифата, равно как и ударную силу его вооруженных отрядов, составляют не эмигранты из стран Европы и Африки, а местное население. При этом если кадры жестоких казней путем сожжения, утопления и расстрела из базуки уже обошли практически все новостные ресурсы, то о жизни под властью "Исламского государства" известно сравнительно немного, в том числе, и в странах, с ним воюющих. И это при том, что за год, прошедший с провозглашения "халифата", боевики успели построить на подконтрольной территории действующие государственные институты, которых не было на этих землях уже много лет.

Жестокость "Исламского государства" ни у кого не вызывает сомнений. Неслучайно лидер боевиков Абу-Бакр Аль-Багдади недавно запретил публикацию казней, которые уже стали визитной карточкой группировки. Аль-Багдади, которого уже год называют халифом Ибрагимом, мотивировал это тем, что такие материалы "могут расстроить отдельных мусульман и напугать их детей". Однако главный мотив, очевидно, не в этом. Установив власть над территорией, уничтожив и выселив всех неугодных, Ибрагим теперь желает показать, что его "халифат" – не царство жестокости, а юдоль истинного ислама.

За основу берется так называемый Праведный халифат, существовавший на территории Аравийского полуострова в первые тридцать лет после смерти пророка Мухаммеда в 632-661 годах, является для многих мусульман своеобразным "Золотым веком", когда заповеди пророка выполнялись в строгости, а главным законом, регулировавшим отношения между людьми, были божественные законы, также называемые шариатом. К слову сказать, шииты, в отличие от суннитов, считают праведным халифом лишь последнего из четырех – Али ибн Абу Талиба. Такая трактовка священного для мусульман времени является главной причиной конфессионального раскола, вследствие которой суннитские богословы считают шиитов еретиками, а сторонники "Исламского государства" нещадно истребляют.

Сложные исторические процессы, через которые проходил ислам за время своего существования, часто вызывали в мусульманском обществе тоску по старым добрым временам, когда отношения между людьми регулировались божественными заповедями, полученными пророком лично от Аллаха. В этой связи колониальный период и последовавшее за ним создание светских государств вызвало у части мусульман отторжение, что привело к появлению исламизма – политического движения, представители которого считают возвращение к временам и нравам Праведного халифата залогом счастливой жизни для всех мусульман.

Усложнение экономических связей, появление фондовых бирж, космические полеты и генная инженерия – все эти новшества значительно усложнили жизнь современного мусульманина, учитывая, что в Коране о них не написано ни слова. Попытки создать государство "чистого ислама" предпринимались неоднократно – наиболее известными попытками такого строительства являются Саудовская Аравия и Иран. Однако и там со временем появились явления, не описанные в исламской доктрине, которые по понятиям ортодоксальных мусульман являются антиисламскими. В этой связи идея о создании нового Праведного халифата каждый раз появлялась вновь.

В Сирии и Ираке она легла на благодатную почву, и даже насилие, которым сопровождалось установление шариата, не стало для местных жителей чем-то из ряда вон выходящим. Сирийцы на тот момент уже три года жили в состоянии гражданской войны, причем грань между войсками режима и "умеренных" группировок вроде Свободной Сирийской Армии практически стерлась – и те, и другие запятнали себя грабежами, неподсудными убийствами и жестокими расправами. Население Ирака к тому моменту страдало от гражданской войны уже более десяти лет, причем межконфессиональное насилие между суннитами и шиитами стало настолько обыденным, что убийству десятков человек там уже никто не удивлялся.

Хотя на начальном этапе установления своей власти боевики "Исламского государства" использовали те же методы, что и другие группировки, впоследствии поборники халифата пошли гораздо дальше. Они починили водопровод, отремонтировали дороги и сделали шариат непреложным законом на всей подконтрольной территории. Исключений из этих правил попросту не было – заветы пророка обязаны исполнять все. Установление хоть какого-то порядка, открытие больниц и школ (главным уроком в которых является джихад), введение собственной валюты и собственных паспортов – все это укрепило авторитет Ибрагима и его команды в глазах местных жителей и послужило дополнительным стимулом для переезда в "халифат" мусульман из других стан мира.

На фоне неспособности проамериканской коалиции и войск Башара Асада справиться с "Исламским государством" во всем мире сейчас происходит переосмысление стратегии противодействия "халифату". Есть исследователи, которые считают жестокие методы исламистов характерными для начального этапа построения нового, революционного государства. Те, кто сравнивает методы боевиков с репрессиями времен Французской революции или большевистским Красным террором, допускают, что в среднесрочной перспективе на захваченных территориях Ирака и Сирии может возникнуть новое государство, которое со временем откажется от террора в качестве главного орудия, начнет развиваться и войдет в ООН. Однако даже если оставить за скобками реакцию на такое развитие событий соседних стран и членов Совета Безопасности, оно напрямую противоречит той внутренней логике, которая привела "Исламское государство" туда, где оно находится сейчас.

Дело в том, что в основе доктрины "Исламского государства" лежат специфическим образом трактуемые пророчества, согласно которым халифат будет непрерывно расширяться по всему миру до тех пор, пока в районе города Дабик не произойдет битва между армией ислама и крестоносцами, после которой наступит Апокалипсис. Учитывая, что взятие этого не имеющего никакого стратегического значения города, сопровождавшееся большими потерями, было с восторгом встречено командованием боевиков, в руководстве "Исламского государства" действительно верят (или очень хотят показать, что верят) в скорый конец света. Это подтверждается тем, что свой пропагандистский журнал террористы также назвали "Дабик".

Если следовать логике "Исламского государства", главная цель "халифата" – постоянное расширение. Этому способствует присяга многих террористических группировок по всему миру: на данный момент Ибрагиму присягнули исламисты Египта, Ливии, Йемена, Нигерии и даже России. Принятие этой присяги автоматически означает превращение территорий, на которых действуют группировки, в провинции "Исламского государства". В этой связи у боевиков просто нет другого выбора, кроме как продолжать борьбу до последнего – в противном случае, вчерашние сторонники Ибрагима могут заявить, что "халиф ненастоящий" и заменить его новым.

Подводя итог, можно сказать, что шансы того, что на карте мира появится новое государство, действительно есть – у "халифата" уже есть собственное правительство, территория, армия и население. Вот только политикой этого государства будет оставаться война против неверных (а в понимании его сторонников к ним относятся все, кто не примкнул к джихаду), в том числе, ультраортодоксальные Саудовская Аравия и Катар. Конечно, нельзя исключать и того, что рано или поздно "Исламское государство" трансформируется во что-то принципиально иное, однако недавний теракт в Турции свидетельствуют о том, что в ближайшее время отказываться от экспансии и террора его сторонники не планируют.