Чешские истребители вылетели охранять Исландию, но вернулись назад из-за поломки


EPA

Группа чешских истребителей "Грипен", вылетевшая на охрану Исландии, не смогли добраться до острова из-за поломки.

Пять чешских истребителей Saab JAS 39 "Gripen", которые вылетели на охрану воздушного пространства Исландии, не смогли добраться до острова из-за поломки одной из машин, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя чешского генштаба Яна Шульца.

Что именно сломалось неизвестно, однако согласно действующим правилам в случае поломки на базу немедленно должны вернуться все машины этого типа. Сообщается, что пятерка недолетевших до Исландии чешских истребителей совершила благополучную посадку на авиабазе в Чаславе.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что боевые машины несостоявшегося воздушного патруля принадлежат к 211-й тактической эскадрилье ВВС Чехии, поскольку именно это подразделение имеет на вооружении шведские истребители Saab JAS 39 "Gripen" и базируется в центральной части Чехии на авиабазе близ города Часлав.

По словам командующего этой авиабазой Петра Громека, новую попытку достичь Исландии чешские асы предпримут уже в четверг. Если к этому времени сломавшийся истребитель не починят, его заменят другой машиной из состава чешских ВВС.

На данный момент в распоряжении военно-воздушных сил Чехии находятся 11 шведских сверхзвуковых истребителей Saab JAS 39 "Gripen", которые были взяты в лизинг у Швеции до 2027 года.

Saab JAS 39 "Gripen" является многоцелевым истребителем четвертого поколения, который был разработан авиационным отделением шведской машиностроительной компании SAAB. Самолет с 1997 года стоит на вооружении Швеции, а с 2011 года эксплуатируется в составе военно-воздушных сил Венгрии, ЮАР и Таиланда. Тогда же самолеты этого типа планировали закупить ВВС Швейцарии, однако после того, как он (самолет), по мнению комиссии, провалил испытания, от принятия на вооружение было решено отказаться.

После того, как украинские власти разорвали военно-техническое сотрудничество с Россией, в стране встал вопрос о замене старой советской авиатехники на шведские истребители этого типа. Среди основных преимуществ Saab JAS 39 "Gripen" назывались относительная дешевизна, большой эксплуатационный ресурс и возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов. Сделка рассматривалась в двух вариантах – лицензионная сборка на Львовском авиаремонтном заводе или лизинг 21 машины из состава ВВС Швеции. О дальнейшей судьбе этой сделки более не сообщалось.