Анджей Дуда вступил в должность: чего ждать от нового президента Польши?

Новый президент Польши Анджей Дуда официально вступил в должность. Дуда принес присягу и выступил с речью, в которой заявил, что Польша заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с НАТО и в новых гарантиях безопасности от Альянса. А что насчет отношений с Россией?

Новый президент Польши Анджей Дуда официально вступил в должность. Инаугурация состоялась на совместном заседании обеих палат польского сейма. Дуда принес присягу и выступил с речью, в которой заявил, что Польша заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с НАТО и в новых гарантиях безопасности от Альянса. А что насчет отношений с Россией?

Чего ждать от Анджея Дуды? Половина поляков, по опросам, уверена: он будет лучше Коморовского, займется социальной сферой. А что же с внешней политикой? Свою повестку новый глава Польши уже обозначил. Польше нужны партнеры внутри Евросоюза — блок дружественных стран от Балтики до Адриатики и Черного моря. Россию, конечно, не возьмут.

"Я считаю, что имеют место амбиции создать в рамках Евросоюза центр, который был бы своего рода соглашением стран Центральной и Восточной Европы, реализующих внутри ЕС общие интересы", — говорит польский президент.

Нечто вроде восстановления величия Речи Посполитой — на новый лад, с сохранением государственных границ. Против России, и чтобы в Брюсселе лучше слышали.

"Это довольно старая геополитическая концепция, в начале XX века маршал Пилсудский говорил о конфедерации "Междуморье". Польские партии правого крыла хотели бы коалиции в Центральной Европе, но без Германии — в противовес российской политике, а также чтобы представлять свои интересы перед западными странами", — поясняет вице-президент Европейского центра геополитического анализа Марцин Домагала.

Можно ли закрепить такой союз формально — большой вопрос. А вот помощи в обеспечении безопасности станут просить у НАТО. Варшава рассчитывает на натовский щит.

"Нужно однозначно поставить вопрос: нам требуется больше гарантий со стороны НАТО. Это необходимо не только Польше, но и всей Центральной и Восточной Европе, оказавшейся в сложной геополитической ситуации", — говорит Дуда.

США обещали разместить элементы ЕвроПРО в Польше к 2018 году — базу должны были развернуть возле поселка Редзиково, это каких-то 200-300 километров от нашего Калининграда. Планы, правда, подвисли. Штаты пока колеблются: то ли не уверены в целесообразности затрат, то ли опасаются негодования России.

"Командование НАТО объявило о сокращении количества авиатехники в Приблатике. Если Запад будет наращивать военную группировку на границах с Россией, не факт, что она будет размещена в Польше. НАТО как военная организация — это американские войска в Европе. Американские войска в Европе будут располагаться так, как считает нужным американское военное командование", — говорит эксперт международного Института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Еще Польша требует голоса по Украине — нормандский формат консультаций считает недостаточным. По мнению Дуды, решать украинский вопрос без стран-соседей нельзя. Эксперты говорят: риторика, лишнего места за столом переговоров нет.

"Дуда говорил и о том, что он не готов забыть историческое прошлое, он не готов забыть сложные страницы польско-украинских отношений. И героизация ОУН-УПА, которую позволили себе украинские политики, вызвала волну недовольства в польском политическом классе. Не надо думать, что все будет так безоблачно и однозначно развиваться в отношениях Украины и Польши. Там есть свои сложные страницы, и, наверное, они не будут способствовать однозначно позитивному, положительному и прогрессивному диалогу между Польшей и Украиной", — считает доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН Лариса Лыкошина.

Впрочем, Дуда уже стал намного сдержаннее. В начале года он в одном из интервью дал понять, что в самом крайнем случае Польша могла бы и войска в Донбасс отправить. А сегодня говорит даже не о финансовой помощи, а о содействии в "строительстве институтов власти".

Откуда амбиции Дуды — понять можно. Он вышел из движения "Закон и справедливость" — это национал-консерваторы, партия Ярослава и Леха Качиньских, антироссийская. Ей хотелось бы осенью получить большинство в парламенте.

Но вот она — неудобная для Дуды цифра: пока он не совсем победитель — выиграл лишь со второго тура и с самым маленьким перевесом в истории Польши — три процента. Нужно в кресле укрепиться. А поляков, в массе своей, не очень-то волнуют отношения с внешними игроками. Оттого Дуда — пока, по крайней мере, — не обижает Россию грубым словом. Наоборот, говорит, надо с соседями дружить.

"Можно сравнить Анджея Дуду с Бараком Обамой во время его первого президентского срока. Он достаточно молод, хотя и принадлежит к консервативной партии. Возможно, хотя бы внешне отношения с Россией будут при нем менее враждебны. И все же не стоит забывать, что он — наследник политики Леха Качиньского, хотя выглядит более прагматичным", — говорит Марцин Домагала.

Считать будем по осени, когда пройдут выборы в польский парламент — тут у Дуды появятся силы для конкретных решений. Хоть и будет тяжело: тут — Евросоюз, там — НАТО, а их величие Польши не слишком волнует.