Историческая месть бывших колоний: Европу разделяют мигранты

В Македонии тысячи мигрантов пытаются попасть на поезда, которые отправляются в страны Евросоюза. Ситуация остается напряженной, платформы вокзала переполнены. В Европе неуклонно растет число беженцев, прибывающих из стран Африки и Ближнего Востока в поисках лучшей жизни.

В Македонии тысячи мигрантов пытаются попасть на поезда, которые отправляются в страны Евросоюза. Ситуация в городе Гевгелия остается напряженной, платформы вокзала переполнены. В Европе неуклонно растет число беженцев, прибывающих из стран Африки и Ближнего Востока. Каждый день сотни мигрантов пытаются пересечь Средиземное море в поисках лучшей жизни. Те из них, кому удалось добраться до берегов Старого Света, сталкиваются с еще большим хаосом уже в самой Европе. Кто виноват и что делать с проблемой беженцев?

107 тысяч мигрантов – за один месяц. Это рекордный показатель, его Евросоюз зафиксировал впервые в истории наблюдений. Случайность? Нет, уже тенденция.

За первые семь месяцев 2015 года границы ЕС пересекли 340 тысяч человек. То есть втрое больше, чем за тот же период прошлого 2014 года.

Больше всего беженцев из Сирии, Афганистана, в том же ряду — Ирак и африканские страны. Это не просто эхо колониальной эпохи, это последствия вмешательства Запада: где власть раскачали и свергли, оттуда теперь бегут люди.

"То, что мы наблюдаем сейчас в Европе, — историческая месть бывших колоний. Теперь они создают проблемы для цивилизованных стран. Запад сам способствовал этому. Когда был у власти Каддафи, он запрещал отправку любых типов судов в Европу. Сейчас там развал, устроенный западными странами, и хлынул поток мигрантов", — поясняет заместитель директора Института Европы РАН Валентин Федоров.

Две трети мигрантов выбирают путь через Средиземное море. Заплативших за "путевку в Европу" последние деньги, тонущих на переполненных судах беженцев подбирает береговая охрана Италии, Турции, Греции.

Остров Кос, где на прошлой неделе вспыхнули беспорядки, служит одним из печальных примеров того, как живут новые гости Европы. Но главное – взять рубеж: 19 августа с того же острова Кос на большую землю на круизном лайнере вывозят первую группу беженцев.

Самый ходовой маршрут сирийца, который решился покинуть страну, выглядит так: несколько тысяч километров и несколько месяцев пути. Сирия, Греция, Македония – там штурмом на поезд в Сербию. Направление – все время вглубь Европы, в Австрию, в Германию, там надежнее.

В Берлине по итогам года ждут показателя в 750 тысяч мигрантов – еще один рекорд. Канцлер признается: не до евро теперь, мигранты — вопрос номер один.

"Вопрос, что делать с беженцами, с африканскими странами, как найти дипломатическое решение для войн – эти темы будут занимать нас в ближайшем будущем намного больше, чем греческий кризис и стабильность евро", — сокрушается канцлер Германии Ангела Меркель.

С точки зрения права, источник бед – Дублинская конвенция 1990 года, согласно которой, если упрощенно, незаконный гость, который прибыл по суше, морю или воздуху – это головная боль той европейской страны, куда он въехал. Прописать прописали, но кто мог предсказать, что станет с этим гуманистическим принципом к 2015 году!

"Во-первых, это хотя бы контроль какой-то этого нелегального мигранта. Во-вторых, чтобы этот мигрант не мог подавать документы на убежище в разных странах – он в одну страну приехал – подал документы, в другую приехал – подал. И чтобы контролировать, где проживают семьи. По нынешнему соглашению мигрант может подать еще и в той стране, где уже его партнер или дети подавали заявление об убежище. Соответственно, и он тоже может подать заявление в этой стране. Поэтому, чтобы был контроль за мигрантами, и принималось в свое время это соглашение", — разъясняет директор Центра изучения миграционной политики ИГСУ РАНХиГС Виктория Леденева.

Брюссель говорит: надо делиться, вводить квоты на то, какая страна ЕС сколько примет беглецов. Вроде бы и формулу вывели, все учтено – и территория страны, и состояние экономики. Но на плечи крупнейших и сильнейших стран Евросоюза Германии и Франции предлагают повесить в сумме 40 процентов мигрантов, не учитывая, так сказать, прошлые заслуги. Несправедливо.

"Единственное возможное решение – комплексное. Стабилизировать страны, откуда бегут мигранты, оказывать именно этим странам помощь. Мы говорим о смешанных потоках — это и беженцы, и экономические мигранты. А сети по транспортировке людей в ЕС нужно раскрывать", — представительница европейского агентства по границам Frontex Изабелла Купер.

Венгрия и вовсе решила, пока суд да дело, отгородиться от мигрантов стеной. Эксперты говорят, если так пойдет и дальше, единую Европу развалят не долговые обязательства, а миграционный вопрос.