Парусный спорт. Петербург открывает Extreme Sailing Series

В городе на Неве стартовал очередной этап крупнейшей парусной регаты - Extreme Sailing Series. В турнире, который часто сравнивают с автомобильной "Формулой-1", принимает участие и российский экипаж команды Gazprom Team Russia.

В городе на Неве стартовал очередной этап крупнейшей парусной регаты — Extreme Sailing Series. В турнире, который часто сравнивают с автомобильной "Формулой-1", принимает участие и российский экипаж команды Gazprom Team Russia.

Корреспондент Вестей.Ru наблюдает за регатой скоростных катамаранов как с берега, так и непосредственно на борту лодок, участвующих в турнире. И наблюдения эти весьма специфические.

Нетипичный Петербург

"А сейчас прозвучит знаменитый пушечный выстрел, которым славится Петропавловская крепость, и мы начнем нашу пресс-конференцию. Так что, не забудьте заткнуть уши!" — приветствовали журналистов в медиацентре шестого этапа парусных гонок Extreme Sailing Series, который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге.

Большая часть присутствующих, конечно же, не восприняла этот призыв всерьез. Однако вид официантов и волонтеров, старательно прикрывавших уши руками, заставил задуматься. Как выяснилось, опасения были не напрасны — оглушительный грохот петропавловского орудия заставил нас, как минимум, слегка подскочить на своих местах.

Пожалуй, только этот выстрел и напоминал о том, где мы находимся. В остальном Санкт-Петербург ничем не был похож на столь красочно описываемый нашими мастерами слова пасмурный и дождливый город. На совершенно безоблачном синем небе солнце светило так ярко, а воды Невы блестели так сильно, что без очков все время приходилось щуриться.

Гоночная деревня расположилась на берегу Заячьего острова под стенами Петропавловской крепости. Здесь на песчаном пляже в купальниках и плавках загорают петербуржцы и туристы, в прибрежном мелководье плещутся дети, а у понтонов и невдалеке лениво покачиваются моторные лодки и катамараны — словом, атмосфера на соревнованиях Extreme Sailing Series сейчас напоминает скорее приморский курорт, нежели чопорную и холодную северную столицу.

Пляж вместо партера

В предъюбилейный девятый сезон команды, которых сейчас восемь, кочуют между тремя континентами. Санкт-Петербург принимает у себя этап парусных регат Extreme Sailing Series уже во второй раз, и российская площадка считается одной из сложнейших. Говорят, что в прошлом году участники даже пару раз садились на мель, которая притаилась где-то около Заячьего острова — ведь гонки этой серии отличаются как раз тем, что проходят совсем близко к берегу, на очень небольшой территории.

Капитаны команд, к слову, свои шансы на победу в такой тесной борьбе тоже оценивают трезво — на пресс-конференции исключительных амбиций на победу не высказал никто. Скромно прозвучали пожелания оказаться в тройке сильнейших или, на худой конец, хотя бы оставить катамаран целым — особенно на этом настаивал шкипер датской SAP, чей катамаран после этапа в Гамбурге потребовал срочного ремонта.

Впрочем, работу над ошибками после предыдущих гонок все команды успели проделать — благо, современные технологии позволяют детально изучить, что стало причиной неудачи. Во все катамараны, лодки и буйки на территории площадки встроены специальные датчики, которые замеряют ветер, скорость и другие факторы, необходимые для вынесения объективного вердикта выступлению команды.

Эти же данные используются компанией SAP в приложении, которое позволяет смоделировать гонку в 3D для получения наглядной схематичной картинки. Отслеживать таким способом гонку, кстати, можно тут же на экранах медиацентра. Один из таких экранов, к радости отдыхающих, торчал на пляже прямо из песка. Однако наблюдать за соревнованиями без труда можно было и без вспомогательных средств — паруса проносились так близко к берегу, что можно было услышать крики команд.

Соревнования Extreme Sailing во многом отличаются от олимпийских парусных видов спорта, но пользуются не меньшей популярностью — по масштабу своей зрелищности они, пожалуй, дадут фору любым традиционным гонкам. Обычно регаты проводятся слишком далеко в море, чтобы зрители могли с берега хорошо рассмотреть суда и команды. Даже на Кубке Америки и Олимпийских играх сейчас стараются частично заимствовать этот формат.

Лодки под прицелом

Хотя основные регаты этапа официально стартуют в пятницу, 21 августа, соревнования начались уже накануне. Однако в преддверии главных гонок командам пришлось управляться с катамаранами под пристальным взглядом журналистов, которых по одному подсаживали под каждый парус, не забыв выдать каждому по спасательному жилету и каске.

Впрочем, спортсмены не обращали на нас никакого внимания — во время регаты им хватает своих забот. Когда гонка в разгаре, на борту можно выучить не только набор команд из парусного жаргона, но и узнать пару новых непечатных выражений — причем сразу на двух языках. В основном, правда, перекрикиваются на английском, потому что на нем худо-бедно, но говорят все — впрочем, во время особенно напряженных моментов не все возгласы нуждались в переводе.

Возможностей помешать командам в рабочем процессе журналистам остается немного — слишком тщательно приходится следить за тем, чтобы во время очередного маневра не получить случайно гиком по голове и не уронить телефон в воду. Свалиться с катамарана довольно трудно, но уж если он опрокинется, придется, согласно инструктажу, смиренно ждать лодку со спасателями, отмокая в водах Невы и, по возможности, не барахтаясь.

Женщина на борту

В воду в результате никто не упал, но остаться сухим во время регаты невозможно. Очередной всплеск воды под сеткой катамарана насквозь промочил мои джинсы — ловким маневром парус нашей Gazprom Russia в последний момент разминулся с командой The Wave Muscat из Омана.

Одновременно на борту соперников мелькнуло что-то светлое, которое при более тщательном рассмотрении оказалось растрепавшейся копной светлых волос Сары Эйтон — двухкратной чемпионки Олимпийских игр. Сменив олимпийский класс "Лазер" на катамаран Extreme Sailing, спортсменка стала тактиком оманской команды.

К слову, девушек на борту больше ни у одной команды не наблюдалось. Остается только гадать, насколько экипажу The Wave Muscat легко было привыкнуть действовать под руководством женщины, но все же стратегия Сары в сочетании с мастерством британского шкипера Стива Моррисона привела команду прямиком на вторую строчку дневного зачета.

Обогнать их удалось только парусу Red Bull под началом другого двухкратного олимпийского чемпиона — австрийского шкипера Романа Хагары. Наши "газпромовцы" до последнего боролись за место в тройке, но и его у них отбили ушлые итальянцы из Lino Sonego Team Italia. Было немного обидно.

Эстетическая сторона регаты

Те, кто забираются к командам на катамараны с дорогой видео- и фототехникой, делают это, конечно, отнюдь не только ради того, чтобы эти фотографии затем продать. Не затем фотографы на парусных соревнованиях, порой рискуя жизнью, забираются на самые высокие мачты ради редких кадров сверху или соскальзывают практически за борт, чтобы поймать лучи закатного солнца в брызгах.

Многие из этих людей попросту бесконечно влюблены в паруса и мачты, волны и ветры. Одна из таких влюбленных натур, Екатерина Жилина, даже издала свою фотокнигу при поддержке Санкт-Петербургского яхт-клуба. Новенькие книжки привезли на презентацию прямиком из печати — от них еще пахло типографской краской, а из-за волн на фотографиях казалось, что она вот-вот брызнет на тебя со страниц.

Очень яркое, живое издание получилось — и даже вереница кадров с парусами, судами и закатами совершенно не выглядит однообразно и скучно. Даже захотелось самой забраться на какую-нибудь мачту повыше — жаль, на катамаране это невозможно, так что придется и дальше отсиживаться под гиком, не забывая пригибаться.