Тема:

Акции вандалов в России 3 года назад

Это или провокаторы, или безумцы: петербургские казаки открестились от вандалов, разрушивших Мефистофеля

В Петербурге уничтожен демон. С фасада исторического здания архитектора Лишневского вандалы снесли фигуру задумчивого Мефистофеля. Он как один из символов питерского модерна смотрел на город больше ста лет, помнит революцию и немецкие бомбежки, входил в большинство путеводителей. Кому помешал демон?

В Петербурге уничтожен демон. С фасада исторического здания архитектора Лишневского вандалы снесли фигуру задумчивого Мефистофеля. Он как один из символов питерского модерна смотрел на город больше ста лет, помнит революцию и немецкие бомбежки, входил в большинство путеводителей. Кому же помешал демон?

История со свержением Мефистофеля началась по-коммунальному, буднично. Рано утром к доходному дому Лишневского, что на Петроградской стороне, подъехал грузовичок. Рабочие попросили убрать от дома машины и жители, рассудив, что будут сбивать осыпающуюся штукатурку, — объявления о готовящемся ремонте висят давно, — ничего не заподозрили. Однако не штукатурка, а видавший многое барельеф полетел вниз и разбился вдребезги. "Я застала только обломки, — говорит член Союза художников России Анна Каминская, — А на вопрос "От какой вы организации?" они отвечали – все вопросы к церкви".

В церкви — напротив строится храм Ксении Петербургской, на вопросы жителей ответить, конечно, не могут. Те, кто дал себе волю именем церкви вершить суд над памятниками, объявились сами, выступив с открытым письмом. Орфография как дополнительный штрих к портрету авторов: "Дбявола сбили мы. Он стал дастапримечательностью".

Письмо подписано организацией "Казаки Петербурга". И в Петербурге знают, что это за казаки. Это они били окна в музее Набокова, срывали премьеры неугодных им спектаклей и открытие неугодных выставок, пытались помешать лекции главы Эрмитажа. Михаил Пиотровский говоря о новом акте вандализма, не скрывает тревоги: они угрожают не только культуре, искусству, но и всей стране.

Весь день к дому, оставшемуся без Мефистофеля, приходят неравнодушные люди. Их много. Разлетелись письма с требованием найти преступников и восстановить барельеф, 103 года венчавший фасад.

К поискам преступников готовы подключиться настоящие казаки. Атаман Санкт-Петербургского казачьего общества Андрей Поляков утверждает, что организации "Казаки Санкт-Петербурга" никогда не существовало. "Это или безумцы, или провокаторы", — уверен он.

И церковь, и казачество, оказались вовлечены в эту дикую выходку против своей воли. Вандалы прикрываются их именами, но окружающую действительность правят под себя — фанатичных и неграмотных преступников. Ведь тот же Мефистофель никакой не дьявол, а литературный персонаж. Впрочем, читают ли книги люди, воюющие с культурой?