Европу захлестывает волна нелегальных мигрантов

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что потрясен гибелью мигрантов в Австрии и у берегов Ливии. Призвал мировое сообщество принимать срочные меры по урегулированию кризиса. Причем не только в Европе, но и в тех странах, откуда, собственно, и бегут мигранты.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что потрясен гибелью мигрантов в Австрии и у берегов Ливии. Призвал мировое сообщество принимать срочные меры по урегулированию кризиса. Причем не только в Европе, но и в тех странах, откуда, собственно, и бегут мигранты. Добавил, что планирует провести специальное заседание по беженцам в рамках Генассамблеи ООН 30 сентября.

Тем временем предполагаемые виновники гибели людей задержаны и в Венгрии, и в Италии — под стражу взяли более 30 человек. Среди них, возможно, есть гражданин России. Эту информацию проверяют наши дипломаты. В Европе ситуация с мигрантами близка к катастрофической. История вопроса, карты с маршрутами беженцев и экспертная аналитика — в репортаже Антона Подковенко.

Это уже не миграционные потоки – настоящий водопад, водоворот миграции, который сейчас буквально захлёстывает Европу. И выносит на берег Старого Света мертвые тела. 71 человек – все граждане Сирии — задохнулись в брошенном на шоссе неподалеку от Вены грузовике. Они ехали из Румынии, в фургоне для перевозки замороженных продуктов. Страшные кадры сегодня на всех европейских телеканалах.

Выходцы из Ближнего Востока и Северной Африки рискуют всем, чтобы попасть в Европу. Есть так называемое Дублинское соглашение, по которому приезжающий в Евросоюз мигрант должен зарегистрироваться в первой же стране, куда приехал. Италия или Греция, у которых и самих проблем хватает, большинство мигрантов не интересует. Им подавай благополучный центр и Север Европы, и никто не регистрируется, толпы нелегалов растут. И они, конечно, недовольны, почему их не хотят принимать официально. Скандал, когда Ангелу Меркель освистали в лагере беженцев – яркий тому пример.

Самые интенсивные миграционные потоки – из Сирии и Ливана. У них два направления, но они сходятся. Либо через Турцию в Грецию, а затем через Македонию в Венгрию. Либо также через Турцию – в Румынию, Сербию и опять-таки в Венгрию. Она для беженцев и нелегалов выглядит как ворота в благополучную, по их мнению, Европу. А северо-африканские мигранты — к примеру, из Ливии, стремятся добраться до итальянских и греческих берегов. Через Средиземное море.

"Тропинки миграционные формируются десятилетиями – один уехал – другие за ним, если понравилось – люди и едут туда, где их, в общем-то и не ждут", — пожимает плечами Гавхар Джураева, руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон".

Восток лихорадит – и миграционные тропинки превратились в шоссе. В этом, по словам экспертов, нет ничего удивительного. Достаточно вспомнить вторжение США в Ирак, бомбежки Ливии, их военную помощь сирийским повстанцам… Гражданские войны, политические перевороты, демографический взрыв, деятельность террористических организаций – как тут не бежать? Одни экстремисты "Исламского государства" чего стоят, ведь от них в ужасе не только Сирия – весь Ближний Восток. "Появилась сила, с которой трудно бороться… кто захочет жить, когда головы режут?" — вопрошает Гавхар Джураева, руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон".

Едут не только от плохой жизни, но и стремясь к хорошей. Беженцы — не только отчаявшиеся бедняки, как может показаться на первый взгляд. Чтобы добраться, к примеру, от Сирии хотя бы до той же Венгрии – а это только начало большого пути для мигранта, который всерьез решил обосноваться в европейской в стране – нужны большие деньги. Которые, правда, не дают ровным счетом никаких гарантий.

И в волнах миграции гибнет все больше. Морская трагедия у ливийских берегов, когда судно, буквально набитое беженцами, затонуло у берегов Ливии, унесла жизни двухсот человек. Мигрантов из Сирии, Марокко, Пакистана и Бангладеша. Пассажиры – если их так можно назвать – были заперты контрабандистами в трюме.

"Есть крупные сети контрабандистов , группировки – это было в прошлом году триста тысяч, в этом, больше миллиона – которые собирают их в лодки, отправляют через море – поездка от 5 до 10 тысяч долларов стоит с каждого мигранта – который в нее сядет, конечно, никто безопасность не гарантирует", – поясняет Константин Воронов, заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН.

У мигранта, как говорят эксперты-международники, "с серьезными намерениями" с собой должно быть не меньше 15 тысяч долларов. Соответственно, грабят их, воруют они… За волной миграции идет цунами преступности. К слову, нелегальные приграничные лагеря, а скорее, стоянки для беженцев устраивают все те же контрабандисты. В Албании и Македонии.

"Они живут в поле, никто ничего не организовывает, а так даже богатый человек без крыши над головой пойдет и сворует", — говорит Семен Богдасаров, директор центра изучения стран Ближнего Востока и центральной Азии.

Статистика меняется каждый день, понятно одно: поток мигрантов неуклонно растет. В этом году Средиземное море уже пересекли более трехсот тысяч беженцев из Ливана и Сирии. В 2014-м за весь год их было на треть меньше — 219 тысяч. Немецкие аналитики не могут даже предположить, сколько мигрантов переберется в одну только Германию до конца года. Их уже сейчас 800 тысяч. Не исключено, число перевалит за миллион, учитывая, что венгерскую границу каждый день пересекают до двух с половиной тысяч беженцев. "Мы не представляли, что у нас столько будет мигрантов, 150 тысяч уже …", — потрясен Золтан Ковач.

Уже проявили себя немецкие националисты: минувшей ночью неизвестные бросили в окно приюта для беженцев "коктейль Молотова". Никто не пострадал, но факт остается фактом. Европа ставит барьеры, но они не помогают. Юридических нет, а натуральную стену, которую начала возводить Венгрия на своей границе, штурмуют – и успешно – день ото дня. Кстати, сегодня в Венгрии перевернулся грузовик, около десяти человек пострадали. Водителя — гражданина Румынии — задержали и сейчас допрашивают, и уже понятно, что организаторы перевозки – тоже из этой страны, и обеспечение траффика мигрантов стало выгодным бизнесом.

В общем, вариантов у Европы немного, считают международные эксперты. Либо она создаст жесткую и слаженную стратегию контроля миграционных потоков, которая смогла бы работать десятилетиями. Либо под угрозой окажутся не только еще совсем недавно называемые "гуманными" и "демократичными" миграционные программы, но и само существование Евросоюза как политической структуры. Не говоря уже об этнической составляющей Старого Света.