"Жадность ректора сгубила": руководители двух московских вузов остались без работы

Из-за собственной жадности остались без работы сразу два руководителя вузов: ректор Московского государственного университета геодезии и картографии Андрей Майоров и ректор Российского химико-технологического университета имени Менделеева Владимир Колесников.

Из-за собственной жадности остались без работы сразу два руководителя вузов: ректор Московского государственного университета геодезии и картографии Андрей Майоров и ректор Российского химико-технологического университета имени Менделеева Владимир Колесников. Дмитрий Ливанов заставил их написать заявление об уходе прямо в разгар рабочего совещания. А что же стало последней каплей в чаше терпения министра?

Два ректора уволены, один пишет объяснительную записку. Заявления "по собственному желанию" прямо во время совещания подали Андрей Майоров, ректор Московского государственного университета геодезии и картографии, и Владимир Колесников, глава Российского химико-технологического университета имени Менделеева. Разъяснений ждут от ректора Московского государственного университета леса Виктора Санаева. Разговор был строгим.

Провинившиеся вузы выбились из графика реализации так называемых "майских указов" президента. В 2012 году было решено, что к 2018 году средняя зарплата преподавателей высших учебных заведений должна быть вдвое больше средней по региону. "Отмечу, что и в Университете геодезии, и в РХТУ отставание в показателях составило 20-30 процентов, — рассказала Анна Усачева, директор департамента информационной политики Минобрнауки. — Ректоры ссылались на трудности кадровой политики, сложности управления, но положительные примеры других вузов показывает, что эти причины неуважительные. Минобрнауки направило дополнительные средства на повышение зарплат преподавателей, их должно хватить".

Согласно данным Росстата за первое полугодие 2015 года, показатели по стране даже опережают поэтапную программу правительства. Однако 8 регионов России отстают от планового уровня, к тому же возникают трудности в отдельных университетах. Специалисты видят две проблемы: первая – заложенные темпы роста зарплат не учитывают изменений в экономике, а самостоятельно изыскать средства без резких сокращений персонала, за счет грантов и платных услуг, вузы не успевают. Вторая – велик разрыв между зарплатами руководства и рядовых преподавателей. Похожий вопрос стоит в здравоохранении, о чем с президентом говорили на форуме Общероссийского Народного фронта.

"Если посмотреть на раскрываемые зарплаты руководителей ректоров, проректоров, то зачастую доходы исчисляются сотнями тысяч или миллионами, — говорит сопредседатель Профсоюза "Университетская солидарность" Михаил Лобанов. — Нужно, чтобы разрыв в доходах, получаемых внутри вуза, был фиксированным и разумным".

Жесткая реакция главы Министерства образования объясняется тем, что к обоим университетам – Химико-технологическому и Геодезии – уже были вопросы по части зарплат в прошлом году. В сентябре 2014 года с них точно так же требовали отчета.

Между тем, по мнению экспертов, РХТУ входит в 50 лучших вузов России. Учебное заведение с таким рейтингом бедствовать не должно. Однако один из доцентов университета — кандидат биологических наук с опытом работы более десяти лет — на условиях анонимности признался, что получает около 30 тысяч рублей, что вдвое меньше средней московской зарплаты.

Как объясняют профессора, чтобы достигнуть рекомендованного показателя, нужно брать дополнительную нагрузку или иметь контракты на проектную работу с заинтересованными организациями. "Чтобы решить эту задачу, он должен был уволить сто человек, — рассказывает о проблеме своего ректора Валерий Перевалов, профессор РХТУ, доктор химических наук. — Мы работаем по учебному плану, часы должен кто-то физически закрывать. Пришлось бы заниматься только процессом обучения. Но, чтобы процесс обучения был современным, мы должны ведь и наукой заниматься".

Руководство некоторых вузов регулирует зарплату преподавателя методом "кнута и пряника", например, выводит большую часть средств в премии и надбавки за общественную работу, за научные публикации. При этом фиксированный оклад устанавливается мизерный, что не соответствует ни требованиям Минобрнауки, ни позиции профсоюзов.

"Ежегодно издается документ "Рекомендации по оплате труда в бюджетной сфере", — сообщила Галина Меркулова, председатель Общероссийского профсоюза образования. – В нем даются рекомендации для работодателей о структуре заработной платы, и там четко отмечено, что оклад должен быть не менее 60-70 процентов".

Как согласовать качество образования и качество жизни преподавателей? Задачу решать придется новым ректорам и новыми методами. Сроки для этого установлены.