Тема:

Мигранты в Европе 1 неделя назад

"Натовская бритва" против нелегалов

Венгрия чувствует себя жертвой чужих игр на глобусе.

Венгрия чувствует себя жертвой чужих игр на глобусе.

История у беженцев — одна на всех: сначала — война, потом — долгая дорога, уже две недели пешком. Идут и дети, и женщины, инвалидов несут на руках. На вопрос, откуда, называют сразу город: Алеппо, Дамаск, Идлиб, Маалула.

Путь в Европу — ржавая железная дорога. Здесь между Сербией и Венгрией нет забора. Саму границу обозначают белые столбики. Венгрия, желанный Евросоюз. Ни полицейских, ни пограничников тут нет.

Пикник на пограничном столбе — грецкие орехи, собрали в роще по дороге. Продуктов, как и денег, нет. Старшему в семье — 30, учился на программиста, бросил и уже поставил на себе крест.

"Я продал свой дом за тысячу евро, эти деньги отдал перевозчику за то, чтобы добраться до Греции. Теперь денег у меня нет. Я просто иду. Это все ради младших братьев, чтобы они стали кем-то в жизни", — вздыхает беженец Омар Мазен.

Лира с профилем Ататюрка лежит нетронутая. Турция для беженцев — это уже пройденный этап. Назад никто не собирается.

"Из Турции — на греческий остров Кос. Я заплатил тысячу сто долларов за маленькую лодку, два метра всего. А нас было восемь человек. В Сирии я был юристом, но сюда пришел из-за войны. Убийства там повсюду. Мы идем сюда, чтобы найти мирную жизнь", — говорит беженец Абу Хишам Абдель Карим.

Сюда — это в Евросоюз, но совсем не в Венгрию. Но в 10 минутах по шпалам, на окраине деревни Реске, есть и еда, и одежда, и — главное — встреча с мадьярскими полицейскими.

В день через стихийный лагерь проходят больше трех тысяч человек, и с каждым днем цифра только растет. Но ехать, куда хочется, — в Германию или в Швецию — беженцам нельзя. Все, кто здесь находятся, должны отправляться в лагерь для беженцев на территории Венгрии. Это контролируют полицейские.

Пустые автобусы растянулись на километр, но и этого бывает мало, при том что беженцы ехать не спешат. В Венгрии четыре палаточных лагеря, один — прямо у границы.

Жена одного из австрийских политиков сняла на видео, как полицейские в масках бросают еду людям в загонах.

"Ехать в лагерь мы не собираемся. Там нас зарегистрируют и заставят сдать отпечатки пальцев. Сейчас надо как-то найти способ уйти от полиции. Мы уже договорились с перевозчиком — нас ждет машина. Поедем в Австрию", — говорит Амин Саадат, сирийский беженец.

Студент Амин и его друзья — из зажиточных сирийских семей, поэтому есть и деньги, и план. Когда беженца регистрируют и берут отпечатки пальцев, дальше ехать нельзя. Все бумаги нужно получать в Венгрии. Так работает Дублинская конвенция. Но это в теории. Многие ее обходят через поле. И полиция смотрит на беглецов философски. Беженцы добираются и до ближайшего поселка, и до вокзала города Сегед. На станции волонтеры открыли для нелегалов пункт помощи.

"Полиция пытается контролировать это место. Она охотится за беженцами постоянно. Но полиции недостаточно людей, чтобы контролировать ситуацию. Многие сейчас увольняются с работы", — рассказал волонтер Герго Ковач.

Ушел с работы даже министр обороны — военные не успели вовремя построить стену на границе. Теперь забор высотой в три метра делают заключенные, а уж они в решетках знают толк. Колючая проволока типа "натовская бритва". Она сильно режет кожу человека. Скоро такая стена "обрубит" и проржавевший путь в Европу.

"С 15 сентября перекрывают границу, будут действовать новые правила. Это может кончиться трагически", — считает волонтер из Австрии Паскаль Войе.

Поток беженцев постоянно увеличивается. Нужно успеть перейти границу Венгрии до 15 сентября. Больше всего людей приходит на закате — в темноте проще уйти от полиции и найти способ уехать. А уж с этим проблем не будет — перевозкой беженцев сейчас занимается весь цвет черного бизнеса.

Одна из заправок — огромный нелегальный транспортный узел. Здесь, даже на беглый взгляд, две сотни перевозчиков на машинах всех размеров — от легковушек до грузовиков с прицепами, где поместятся не меньше ста человек. Полиция сюда не заходит.

Чужих, а уж тем более с камерами, здесь очень не любят. Местные предупредили сразу: это — цыганская мафия. За каждой новой машиной и ее пассажирами пристально наблюдают. Под контролем все выезды, мосты, даже со стороны трассы заправка прикрыта от лишних глаз — стоят фуры.

Слышно, как доносятся переговоры: "200 человек до Будапешта, даем гарантии". Ясно, что две сотни беженцев на легковушке не увезешь. До пункта назначения добираются не все. Перевозчики берут деньги, высаживают беженцев в нескольких километрах от заправки. Без денег остается продолжать путь пешком. До австрийской границы — 300 километров.