Иракский Курдистан на грани раскола


EPA

Количество стран, воюющих с "Исламским государством" ширится, однако перелома пока не наступило. Между тем, курды, которые являются одним из наиболее сильных противников террористической группировки в регионе, оказались заложниками политического противостояния между правящими партиями.

 Гражданская война в Сирии неожиданно интернационализировала проблему курдов – крупнейшего в мире народа, не имеющего собственного государства. Больше всего перспективы появления в Сирии курдского государства боится Турция, которая уже обвинила США и Россию в поддержке Партии "Народная демократия" (ПНД), которая в Турции считается террористической организацией. Турков можно понять: уже более 30 лет страна ведет борьбу с курдским сепаратизмом в лице Рабочей партии Курдистана (РПК), жертвами которой стали уже более 40 тысяч человек.

Однако понять можно и курдов: сирийская война дала им уникальный шанс для создания собственного государства, которого у них никогда не было. Впервые такой шанс представился во время Первой войны в Ираке в 1991 году, когда курды, подвергавшиеся геноциду со стороны режима Саддама Хусейна, выступили на стороне интервентов и отбили у иракской армии значительную часть территории, которая стала фактически неподконтрольной Багдаду. В 2003 года, во время Второй войны в Ираке Курдистан стал основным плацдармом для американских войск. Благодаря активным боевым действиям им удалось расширить свою территорию, а новая конституция законодательно закрепила автономный статус Курдистана.

Относительная гомогенность населения 5-миллионного Курдистана позволила ему остаться в стороне от кровавой суннитско-шиитской распри, захлестнувшей страну после свержения Хусейна. Однако появление "Исламского государства", боевики которого начали наступления по всем фронтам, не позволило курдам остаться в стороне, и они были вынуждены вступить в активное противостояние с исламистами, став для террористической группировки одним из самых сильных противников. Однако теперь успех и благополучие Иракского Курдистана оказались под угрозой не внешнего, а внутреннего врага – раскол между двумя партиями коалиции угрожает не только единству страны, но и политическому будущему всего курдского движения.

Причиной раскола стало решение президента Масуда Барзани, представляющего Курдскую демократическую партию (КДП), в одностороннем порядке продлить свои полномочия. Это решение вызвало возмущение у членов Движения за перемены, которое также называют "Горан" [курд. – "Перемены"], вместе с КДП входившим в правящую коалицию. Члены "Горран" обвинили президента в узурпации власти и призвали своих сторонников к массовым протестам, в результате которых были сожжены несколько офисов КДП и погибли как минимум пять человек.

На данный момент спикер парламента Юсиф Мохаммед, представляющий "Горан" и пятеро его однопартийцев отказываются возвращаться в Эрбиль и принимать участие в заседаниях парламента. "Мы рассматриваем это [решение президента – Вести.Ру] как переворот против государственных институтов, — заявил член "Горан" Рабун Маруф. – Ситуация крайне критическая".

В руководстве КДП считают, что спикер руководствуется интересами собственной безопасности, опасаясь мести за насилие, учиненное его сторонниками. "Мы не можем гарантировать контроль над негативной реакцией против него, — заявил советник президента Махмуд Карим, отметив также, что коалиционное соглашение между КДП и "Горан" больше не действует. – Они сожгли его, когда сжигали наши офисы".

По словам наблюдателей, ситуация достигла почти такого же накала, как в 1994 году, когда противостояние между КДП и тогдашним партнером по коалиции – Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) привело к трехлетней гражданской войне в Иракском Курдистане, жертвами которой стали более 5 тысяч человек. Сейчас ситуация осложняется тем, что за внутренней распрей пристально следят боевики "Исламского государства", готовые использовать любую слабость противника, чтобы нанести удар.