Тема:

В Сирии сбит российский Су-24 2 года назад

ЧП с бомбардировщиком: вынужденная оборона или спланированная атака?

Минобороны России разрабатывает комплекс мероприятий по реагированию на инциденты, подобные тем, что произошел с бомбардировщиком Су-24. Ведомство также сообщило, что боевые действия против террористов будут продолжены. И, судя по всему, именно это больше всего беспокоит Анкару.

Минобороны России разрабатывает комплекс мероприятий по реагированию на инциденты, подобные тем, что произошел с бомбардировщиком Су-24. Ведомство также сообщило, что боевые действия против террористов будут продолжены. И, судя по всему, именно эффективность этих действий, а не возможность нарушения воздушного пространства, больше всего беспокоит Анкару.

Кадры падения нашего самолета: он врезается в горную гряду Кызылдаг, на севере Сирии, у деревни Ямади провинции Латакия. На территории, подконтрольной так называемым сирийским туркменам. Хорошо слышен взрыв. Видно два парашюта: экипаж — летчик и штурман — катапультировались.

Сначала сообщалось: предположительно, удар по российскому самолету был нанесен с земли. Но позже турецкий Генштаб заявил: Су-24 был атакован турецкими истребителями. Итак, почему все это произошло? Военные источники из Анкары утверждают: российский самолет пересек границу и оказался в воздушном пространстве Турции, и 10 раз в течение пяти минут наземные службы предупреждали наших летчиков о нарушении, затем были подняты перехватчики, и Су-24 был сбит. Вопрос: была ли это вынужденная оборона, либо это воздушная засада, заблаговременно устроенная ВВС НАТО?

"Совсем недавно на базе Турции появились самолеты-перехватчики из США, — отмечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Их задача — сбивать летательные аппараты противника".

Впрочем, московские источники утверждают: российский самолет находился исключительно над сирийской территорией. Эксперты уверяют: этот факт легко доказать. "Над зоной конфликта висит огромное количество спутников — и российских, и американских, и других, — поясняет директор Центра стратегической конъюнктуры, военный эксперт Иван Коновалов. — Все отслеживают ситуацию. И проверить, где был российский самолет, в турецком пространстве или в сирийском пространстве, будет достаточно легко".

Однако турецкая сторона, доказывая правоту своих действий, говорит о некоей зоне безопасности, якобы существующей у границ с Турцией. "Турецкая сторона считает, что вот эта зона безопасности, то есть зона, которую они считают уже своей, своим воздушным пространством, проходит над границей Турции и Сирии, — продолжает Иван Коновалов. — И там очень сложно в этом смысле разобраться, где там может находиться иностранный самолет. Российский самолет, я как понимаю, находился все-таки в сирийском пространстве, которое считали турки своим пространством. И из-за этого произошел этот инцидент".

Наша съемочная группа недавно посещала северные сирийские территории у турецкой границы. Командир 144-го сирийского пехотного корпуса, генерал Шариф объяснял: под контролем боевиков находятся 500 километров границы Сирии с Турцией, и ширина линии их контроля — от трех километров до десяти. Может ли эта линия считаться, по мнению Анкары, так называемой зоной безопасности?

"Турция давно выступает за создание бесполетной буферной зоны вдоль границы с Сирией", — напоминает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

Одна из причин резких действий Анкары: защита буферной зоны позволяет исламистам переправлять в Турцию нефть, ворованную в Сирии. Вторая причина: Анкара старается быть главным игроком в регионе, в том числе патронируя исламские группировки, воюющие и в Сирии и даже в России. Информация о переправке для отдыха и лечения боевиков из Северного Кавказа в Турцию не один раз появлялась и в российской, и в западной прессе.

В начале сентября в турецкой газете Taraf было опубликовано письмо медсестры — одной из тех, кто оказывал помощь боевикам в частной больнице в провинции Мерсин. Медсестра, чье имя не называется, написала письмо в парламент и полицейские подразделения, в котором извещает о том, что их больница частенько оказывает медицинские услуги боевикам и командирам ИГИЛ.

"Нам говорили, что привозят раненых беженцев, — рассказала женщина. — Недавно я узнала, что некоторые из тех, кого мы лечили, — боевики ИГИЛ. Я очень расстроилась. Наши граждане находится у них в заложниках, а они лечатся у нас в больницах, и мне это не нравится. Мне очень стыдно от того, что я их лечу".

Понятно, что лечат их за деньги. Поэтому Турция до сих пор продолжает принимать раненых боевиков ИГИЛ.

После атаки российского бомбардировщика наши пилоты покинули сбитый самолет. Судя по видеокадрам, боевики с земли открыли огонь по беззащитным летчикам. ВКС России готовят пилотов к выживанию в подобных ситуациях. Есть три центра подготовки: один — на Дальнем Востоке, и два — на Северном Кавказе, в горах. Кстати, в 2003 году наши специалисты обучали таким приемам американских летчиков в Таджикистане, воюющих против талибов в афганских горах.

На кадрах, снятых сегодня в Сирии, видно, что вертолеты поисково-спасательной группы ВКС очень быстро появились над местом падения Су-24. Впрочем, данные о судьбе летчиков и сейчас достаточно противоречивы.