Помощники ИГИЛ: власти Турции наживались на торговле нефтью с боевиками

Всю свою силу "Исламское государство" (запрещена в РФ) набирало только потому, что пользовалось постоянной поддержкой со стороны целого ряда стран. В том числе, Турции. Правда, турецкие власти должны понимать, что помогая ИГИЛ, тайно или явно, они берут на себя, разделяют ответственность за все, что ИГИЛ натворило.

Всю свою силу "Исламское государство" (запрещена в РФ) набирало только потому, что пользовалось постоянной, целенаправленной и масштабной поддержкой со стороны целого ряда стран. В том числе, Турции. И это, в общем, не секрет. Правда, турецкие власти должны понимать, что помогая ИГИЛ, тайно или явно, они берут на себя, разделяют ответственность за все, что ИГИЛ натворило. За гибель наших людей над Синаем, за Париж, за зарезанных перед камерой журналистов и сожженных живьем заложников. И сегодняшние действия Турции — это прямое пособничество терроризму. Тот, кто действительно воюет с терроризмом и называет себя дружественной страной, так не поступает. Почему же так ведет себя Турция?

Это ведь такой большой соблазн — продолжать получать дешевую нефть, добытую полурабским трудом. И это такое разочарование, когда ее у тебя отнимают. То, что Анкара в бешенстве от потери поставок дешевой ворованной нефти, которую пресекли именно российские летчики своими авиаударами, было ясно давно. На саммите G20 это стало предельно очевидно. "Турецкие власти чувствовали себя неприятно, когда на саммите G20 Владимир Путин открыто сказал, что представители стран двадцатки поддерживают ИГИЛ, в том числе, торгуют с ними нефтью. И этому существуют подтверждения. Турецким властям очень неудобно было слышать такие высказывания. Там вообще очень болезненно реагировали на успехи российской операции в Сирии", — говорит сирийский политолог и писатель Мудар Баракат.

То, что торговля именно нефтью приносит террористам из ИГИЛ миллиарды, признавали даже на Западе. Впрочем, стыдливо умалчивая, кто же ее, нефть эту, по 12 долларов за баррель покупает. Ибо самих себя ругать не сильно хотелось. "К сожалению, мы знаем, что есть страны-члены Евросоюза, которые покупают нефть у ИГ. Конечно, цена 12 долларов за баррель выглядит очень привлекательно, но это недопустимо", — говорит посол ЕС в Ираке Яна Хибаскова.

Допустимо или нет, но покупали все. Правда, не совсем у ИГИЛ. В вопросе, где же интерес Турции в торговле контрабандной нефтью, многое может прояснить эта карта. Схема трубопроводов Сирии, Ирана и Турции. Часть из них находятся на территории, подконтрольной террористам. И вполне себе работают. Но куда могут поставлять нефть бандиты? В Ирак, где они воюют? Иран, который воюет с ними? Саму Сирию? Нет, конечно.

Но есть труба, которая идет из иракского Киркука в турецкий порт Джейхан. Киркук котролируют курды, и они вполне легально продают Турции нефть. Но вот, странное дело, с момента, как ИГИЛ захватил нефтяные месторождения центрального Ирака и Сирии, то есть с июня 2014, количество нефти, проходящей через Джейхан — это по данным исследования британских профессоров лондонского университета Грнивича, — резко выросло. Как принято сейчас говорить — совпадение? Не думаю.

Ясное дело, что курды — они ИГИЛ ненавидят — ворованную нефть по трубе не перегоняют. А вот власти Турции использовали этот транзит, чтобы легализовывать ворованную нефть, которую сюда везли сотни бензовозов. "В Турцию нефть проходит именно через границу, — рассказывает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Обычно для этого используют даже трубопроводы пластикового формата. Плюс ко всему, в конечном счете, нефть попадает в терминал Джихан на территории Турции, оттуда же оправляется в различные страны. Причем, дисконт от продажи составляет 15, 25, 30 долларов за баррель. Это значительно ниже, чем реальная рыночная стоимость. Поэтому, я бы сказал, что Турция непосредственно вовлечена в этот сегмент. Во-первых, это таможенный контур, который получает значительную часть платежей. Плюс ко всему, это энергетический контур, который связан, в том числе, с оборотом, так называемой, серой нефти".

Дальше нефть уходила и уходит в страны, которые сплошь и рядом сражаются за демократию, и против диктаторов, вроде Асада. Проанализировать маршруты всех судов, которые отправились отсюда за последнее месяцы, нетрудно. Есть специальные сайты. Итак: отсюда плавали танкеры под флагами Великобритании, Дании, Норвегии, также уходили и в США. Например, огромный нефтяной танкер увез в порт Паскагула — штат Миссисипи, Мексиканский залив — 173 000 тонн "черного золота".

И понятно, почему западная коалиция бомбила-бомбила ИГИЛ уже целый год, а результатов не было. Кто же всерьез бомбит бизнес-партнеров. Хотя, не то что огромные НПЗ было видно из космоса, но даже маленькие частные заводики. Но из 10 тысяч авиаударов по боевикам, на нефтяные объекты пришлось меньше 2 процентов сброшенных бомб. И перерабатывающие заводы, и вышки, и нефтепроводы не трогали. Вот снимок со спутника — Сирия, насосная станция. Стоит и работает.

"Я знаю от своих источников, что коалиция США в Сирии намеренно не трогает нефтяную инфраструктуру боевиков. Это их стратегия. Ведь если они ударят по кошельку боевиков, в этом случае, на что террористы будут покупать снаряжение, тяжелое вооружение? В этом случае, они не смогут сопротивляться Башару Асаду, который, в свою очередь, очень мешает США", — говорит Джон Кириаку, бывший офицер ЦРУ, старший следователь комитета по международным отношениям США.

Ворованную нефть или бензин переправляли через границу в Турцию. Или на бензовозах, или перекачивали по небольшим трубопроводам в приграничной зоне. Игиловский дизель или бензин можно купить в любой деревне. Пока у ИГИЛ был канал, нефть они вывозили тоннами. За день по 100-200 тысяч литров. Это дизель. Обычно у нас он стоит полтора доллара, а если покупать из Сирии, то всего 80 центов. И вот все это благолепие закончилось, когда началась операция российских ВКС в Сирии.

Наши летчики за дело взялись всерьез, как и положено на войне. А это ведь азы борьбы с терроризмом — для победы надо уничтожить источники финансирования. Это знает любой начинающий сотрудник любой спецслужбы мира. И потому, первым делом, наши разбомбили мост через реку Евфрат, по которому террористы возили грузы, и который целый год почему-то не бомбили американцы. А потом пришла очередь заводов, заводиков, трубопроводов, месторождений, и сотен, а то и тысяч бензовозов. И тут загрустили не только террористы, но и турецкая бизнес и политическая элита, потому что бизнес на миллиарды суровые русские летчики уничтожали с немыслимой скоростью.

А если верить турецким оппозиционным газетам, то немалую долю прибыли от нелегальной торговли нефтью получал сын Эрдогана Билал и его зять Берат Албайрак. Причем, Билал Эрдоган владеет несколькими судоходными компаниями, и он подписал контракты с европейскими операторами на поставку иракской ворованной нефти в различные азиатские страны. Русским летчикам и России мстили за уничтоженный бизнес. Причем, не только турецкий. "Я не думаю, что турецкие власти могли пойти на такой шаг, не получив сперва разрешения от своих кураторов, США и НАТО. Турки вместе с НАТО планируют заманить Россию в ловушку, как Советский Союз в Афганистане. Но, я уверен, что русские не попадутся на такой трюк", — говорит Мудар Баракат.

"Мы сорвали гигантский бизнес Эрдогана, далеко не только торговлю нефтью, которую, конечно, осуществляют близкие к нему фирмы, — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, — Это многомиллиардный бизнес, все понятно. Но мы сделали главное, и это самое страшное для турецкого руководства: Сирия не будет уничтожена, ее президент не будет ликвидирован, как Каддафи, это уже видно".

Сатановский также отметил, что дело здесь пошло на кровную месть у Эрдогана, катарского и саудовского руководства. "Эти люди просто перестали понимать, как возможно, чтобы что-то, что они хотят сделать, не реализовалось. Они привыкли сносить одно правительство за другим, уничтожать одну страну за другой. Вслучае необходимости, ликвидировать их лидеров. Как это было с Ливией, Тунисом, Египтом — Мубарак, Йеменом — Салеха. Уж про Ирак и Саддама я не говорю. И с Сирией это должно было быть".

Сатановский добавил, что ситуация, при которой эти ближневосточные лидеры встретились с российскими ВКС, которые уничтожают просто террористов и, главное, оружие в Сирии. "Ну, это, примерно, такой же шок, как будто автомобиль на полном ходу врезется в бетонную стену. И вот они, в меру ума своего или глупости, пытаются таким образом на нас воздействовать", — отмечает он.

Очевидно, что теперь ВКС России постараются в максимально короткие сроки уничтожить вообще всю нефтяную инфрастуктуру ИГИЛ. То есть, окончательно перекрыть поставки контрабанды. И перекрыть с воздуха границу, через которую из Сирии в Турцию бегают стадами боевики. Турция — это надо понимать — точнее, турецкие политики, рискнули, пошли ва-банк. Только не учли одного. Это была не карточная игра. Во всяком случае, для России. И итог будет тоже не игрушечный.