Поведение человека, как правило, меняется в зависимости от того, видит его кто-то в данный момент или нет. Например, собачники с наполненными пластиковыми пакетами сумками запросто могут оставить кучку экскрементов своего питомца в безлюдном парке, но всегда уберут, если вокруг много людей.
Учёные обнаружили, что на самом деле нет никакой разницы, наблюдают ли за человеком живые люди, находящиеся рядом, или же глаза с изображения – фотографии или билборда.
Как оказалось, под зорким взглядом людей, изображённых на плакатах, уменьшаются кражи велосипедов, увеличивается количество денег, положенных в благотворительные ящики, а также посетители кафе чаще убирают за собой со столиков сами.
Кажется, что не имеет значения, где именно располагается это "всевидящее око": исследования показали, что, даже если на улицах раздают рекламные буклеты с изображением смотрящего в объектив человека, количество мусора в этом районе сокращается на две трети.
Согласно данным, полученным в ходе эксперимента, 4,7% людей выбросили листовку с изображением глаз в неположенном месте, а вот без такого изображения – 15,6%.
"Это исследование может действительно помочь, когда дело доходит до борьбы с мусором в неположенном месте, – говорит автор исследования Мелисса Бейтсон (Melissa Bateson), профессор Центра поведения и эволюции при Университете Ньюкасла. – Возможно, компаниям, торгующим продуктами питания, стоит задуматься о том, чтобы разместить фотографию чьих-то внимательных глаз на упаковках товаров". Тогда количество этого мусора на улицах может существенно снизиться.
Научная статья с результатами была опубликована журналом PeerJ.