Нести искусство людям. Репортаж Александра Можаева


Евгений Птушка / Strana.ru

Из Ростова-на-Дону пришли новости о начавшемся разрушении знаменитых советских мозаик в подземных переходах городского центра. Бессмысленно и безнадежно увечится одна из самых ярких и диковинных ростовских достопримечательностей.

Из Ростова-на-Дону пришли новости о начавшемся разрушении знаменитых советских мозаик в подземных переходах городского центра. Бессмысленно и безнадежно увечится одна из самых ярких и диковинных ростовских достопримечательностей.

Возраст этих мозаик не достаточно велик для того, чтобы они могли претендовать на звание объекта культурного наследия. Но каждый бывавший в Ростове-на-Дону согласится, что это объект, мимо которого нельзя пройти не удивившись, не запомнив его. У города есть официальные знаки, такие как золотые купола городского собора или Тачанка, великолепный скульптурный монумент на въезде в город. По счастью, монументы и соборы украшают и многие другие города нашей необъятной Родины. Уникальное, что есть только у Ростова и ни у кого больше — отдельные неиспорченные кварталы старого города, волшебная анархия Парамоновских купален, и, конечно, удивительные мозаики великого советского облицовщика Лабинцева. Как выясняется, все три пункта рискуют перейти в категорию "остались только на фотографиях".

Со старым городом происходит то же, что везде – если не под ковш, то под евроремонт, если и цел, то уже неинтересен. Парамоновский источник, бьющий внутри руин старинного склада и превращенный горожанами в самодеятельные купальни, конечно, требовал некоего вмешательства в силу своей аварийности. Но принятое решение о переоборудовании общего родника в спа-центр при модном отеле, евроремонт с элементами кощунства — очевидное убийство городской легенды.

Разрушительная реконструкция переходов лежит в ключе той же самой евроремонтной логики, "в рамках плана администрации Ростова-на-Дону по обновлению облика центра города".

Говорят, что необычно парадная облицовка пяти подземных переходов обусловлена тем, что в дальнейшем они должны были стать входами на станции так и не построенного ростовского метро. Идея мозаичных полотен принадлежала простому, можно сказать, начальнику Мостоотряда Георгию Былло, а воплотил ее на рубеже 1970-80-х годов художник-облицовщик Юрий Лабинцев по эскизам мастеров училища имени Грекова. Каждый переход посвящен отдельной теме: освоение космоса (высадка советских космонавтов на Ганимед, с цитатами из Фламмариона), советское детство (посвящение 1979 году, Международному году ребенка), воинская доблесть Донского края (от Петровских времен до Победы), сам Донской край со всем, что есть в нем прекрасного (Щукарь, водные лыжи, аист, осетр, курень, кукуруза и так далее), мирный труд ростовчан. Мозаики выполнены не из традиционной смальты, а из художественно распиленной, высококачественной импортной кафельной плитки.

И что особенно важно в данной ситуации, переходы представляют собой комплекс, в котором продуманы не только мозаичные картины, но и фоновые пространства меж ними. Это не простое заполнение простенков, плитка в них подобрана по цвету, она меняет тона, переходя от картины к картине, а углы переходов выделены пестрыми вставками с мозаичными же указателями выходов к улицам.

За минувшие годы переходы обросли рядами ларьков, многие из картин полностью скрыты от глаз, иссверлены и избиты. Казалось, что пройден достаточный срок, чтобы оценить художественный уровень ростовских переходов и что пора городу начать гордиться этой красотой, увлечься ее расчисткой и восстановлением. Но 26 декабря рабочие начали сбивать плитку в подземном переходе на перекрестке Садовой и Ворошиловского проспекта. Обдирали ту самую разноцветную фоновую кладку и те самые пестрые мозаичные указатели.

Когда поднялся шум и на место прибыла пресса, появился прораб, продемонстрировавший современную, изысканно-серую плитку, от которой сохраненные картины только выиграют. Позже выяснилось, что это не самодеятельность "ларечников", работы ведутся по утвержденному проекту архитектурной студии FORMA. Проект предполагает реорганизацию хаотичных торговых точек в стройные торговые ряды, а серая поверхность стен меж мозаиками удачно оттенит размещаемые на ней рекламные носители (на проектных врисовках панно с советскими комбайнерами отчего-то соседствует с рекламой, а панно с советским выпускным балом – с фотографией снесенного большевиками храма).

Помните, как банда Владимира Басова в "Приключениях Электроника" грабила музей, вырезая из картин "самое интересное", оставляя за кадром лишние куски полотен?

И вот что еще занятно: как правило, все евроремонтные и прочие вандальные беды проходят обкатку в столице, а потом многократно повторяются в регионах. Но смотрите, что пишут в ростовском Интернете: "В Москве уже давно продолжается ремонт и реконструкция старых станций метро. Отношение очень аккуратное, бережное и для москвичей удивительно то, что происходит в Ростове. Это все равно, что на станции "Маяковская" оставить купольные мозаики, а все остальное "забабахать под новодел". Дорогие ростовчане, вы будете смеяться, но именно так все и было. В 2008 году историческая облицовка станции-памятника уничтожена полностью, колонны, стены и пол выложены материалом иного качества, цвета, с заметным упрощением рисунка. Пропали многие неброские, но очень важные детали авторского замысла, собиравшие интерьер в единое, до мелочей продуманное пространство. Именно это теперь происходит и в Ростове.

Как говорил великий облицовщик Лабинцев: "Нам хотелось бы, чтобы наши работы стали для следующих поколений красочным рассказом о том, что для них уже будет историей". Следующие поколения, прием!