Культурная революция: москвичи штурмом берут Третьяковку

Ажиотаж, который вызвала выставка Валентина Серова в Москве, похоже, не мог предвидеть никто, даже организаторы экспозиции в Третьяковке, которые не сомневались, что успех будет колоссальным. Ценители живописи Серова и сегодня, за два дня до закрытия, часами ждут на морозе очереди к прекрасному.

Ажиотаж, который вызвала выставка Валентина Серова в Москве, похоже, не мог предвидеть никто, даже организаторы экспозиции в Третьяковке, которые не сомневались, что успех будет колоссальным. Ценители живописи Серова и сегодня, за два дня до закрытия, часами ждут на морозе очереди к прекрасному.

Эпическая очередь, сама по себе достойная кисти художника — три часа на морозе. Каждый согревается, как может — или горячим чаем, или мыслями о встрече с прекрасным.

Выставку продлили на неделю, рабочий день галереи — до девяти вечера. Но ажиотаж только нарастает. Накануне вечером — когда обладатели электронных билетов отстояли несколько часов, но до "Девочки с персиками" так и не дошли, под напором любви к искусству не выдержали двери, и это была настоящая культурная революция.

"Никто из нас не оказался подготовленным к такому огромному наплыву посетителей, — говорит директор Третьяковки Зельфира Трегулова.- И не потому, что мы дилетанты, а просто потому, что такого не было никогда за всю историю России и Советского Союза! У нас сейчас уже официально только по билетам прошло более 400 тысяч человек. Мне безумно жалко, что в силу морозов, в силу особенности нашего здания, которое нуждается в радикальной реконструкции для того, чтобы оно принимало посетителей до выставочного зала, людям приходится испытывать такие неудобства и какие-то негативные эмоции прежде, чем они попадают в залы и видят Серова. Я думаю, что это невероятно положительный знак. И это подтверждение тому, что то, что мы делаем, это страшно важно, и что людям сегодня очень нужно искусство!".

В очереди сегодня — стоят долго, но спокойно и дружно. Знакомятся, общаются, пьют вместе кофе…

Почти так же толпились в 1974, когда в Москву привезли Джоконду. Занимали очередь ночью, чтобы потом всего на десять секунд встретится с флорентийкой взглядом... А здесь — три этажа чистого восторга и такого родного и любимого Серова, от которого не оторваться — на выставке проводят по пять часов!

250 картин Серова из мировых музеев и частных коллекций — не просто рассказ о великом русском художнике, целая эпоха в искусстве и истории. Вот в толпе зрителей едва различим богатырь Александр третий, с гренадера написанный.. А рядом Ермолова — в струну вытянутая, свысока как будто смотрит в XXI век. Злой портрет княгини Орловой — Серов не скрывал свое отношение к модели... А на контрасте — все семейство Юсуповых, изображенное с теплотой и нежностью — и Зинаида, и Феликс, будущий убийца Распутина.

Грандиозная выставка и беспрецедентное число посетителей — по пять, шесть и даже семь тысяч человек в день. А больше галерея просто не вмещает.

Побиты все музейные рекорды. Очередь к каждой картине. Казалось бы, хрестоматийные, с детства знакомые образы, но торжество яркого и чистого искусства — завораживает.

Выставка закроется через два дня, но ее основа — работы художника из собрания Третьяковской галереи — через две недели вернутся в Лаврушинский переулок, где поставят специальный указатель: "К Серову".