"Транспорт": третья взлетно-посадочная полоса в Шереметьеве, снижение тарифов РЖД

Распоряжение правительства о консолидации государственных и частных активов "Шереметьево" выйдет в ближайшие дни. Об этом заявил гендиректор аэропорта Михаил Василенко.

Распоряжение правительства о консолидации государственных и частных активов "Шереметьево" выйдет в ближайшие дни. Об этом заявил гендиректор аэропорта Михаил Василенко. Таким образом, будет исполнен указ президента страны, который Владимир Путин подписал еще в прошлом году.

Раздвоение личности Шереметьево прекращается. Большинство активов аэропорта уже совсем скоро сведут в одну компанию. Идея, которая витала в воздухе несколько лет – буквально на глазах обретает реальные очертания.

Государственные активы Шереметьево – это в первую очередь пять пассажирских терминалов – А, С, D, Е и F. Со стороны частных инвесторов – а это TPS-авиа Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко — может быть предложен целый веер различных бизнесов: в частности, строящийся пассажирский терминал, грузовой терминал, а также парковочные, торговые, рекламные и топливо-заправочные предприятия.

Окончательный список определит Росимущество. А следом слово за правительством. При этом будущие участники государственного партнерства находятся в некотором нетерпении.

"Есть определенная настороженность, мы по срокам выполнения, по строительству завязаны, как на распоряжение правительства, так и на заключение контрактов на строительство и тоннеля – проекты уже находятся в главмосэкспертизе», — отмечает гендиректор Шереметьево Михаил Василенко.

Затягивается оценка активов. В новой объединенной компании государство должно иметь не менее 30 и не более 50%. И именно в этой дельте идет настоящее сражение, отмечают эксперты.

"У инвесторов всегда вызывает настороженность по определению их долей – когда происходит объединение – происходит пересчет доли в том или ином акционером капитале. Соответственно, когда идет пересчет доли – у инвесторов всегда есть потребность увеличить, добиться большего, а у тех, кто консолидирует – есть потребность уменьшить долю этого инвестора. Это нормальный процесс – конкурентно денежный", — напомнил транспортный аналитик Алексей Безбородов.

Консолидация активов в итоге даст мощный толчок к развитию аэропорта – особенно после того, как будет построена третья взлетно-посадочная полоса. Две существующие расположены слишком близко друг к другу – и потому не могут использоваться одновременно.

"По окончании строительства третьей взлетно-посадочной полосы, по сути – пропускная способность аэропорта Шереметьево может быть увеличена вдвое. А вот тут уже потребуются инвестиции в развитие терминальной инфраструктуры, собственно, для чего привлекаются частные деньги, частные инвесторы, который будет строить терминал в северной части аэродрома. Там же будет строиться и грузовой терминал по обработке грузов, также планируется построить тоннель", — сообщил эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.

Тоннель, который свяжет южную и северную части Шереметьево, сделает транзит еще более удобным. На то, чтобы добраться из международного терминала во внутренний – будут уходить считанные минуты. В итоге – к 2030 году пассажиропоток аэропорта может вырасти с нынешних 30 до 60 миллионов человек.

К авиационной теме мы еще вернемся, а сейчас о железных дорогах. Билет на "Сапсан", который ходит между Москвой и Санкт-Петербургом, теперь можно купить за 999 рублей. Именно на таком уровне с 19 января установлен минимальный тариф, из которого рассчитывается стоимость поездки на скоростном поезде.

"Мы говорим о тех поездах, которые сегодня отличаются не самой высокой населенностью это субботние поезда, это утренние поезда в воскресенье, в субботу безусловно, нужно заранее планировать свою поездку следить на сайте РЖД и стремиться как можно за ранний период приобрести билет – в принципе – это не обязательно 60 суток, можно и за 45 и может быть и тридцать суток", — отметил первый заместитель генерального директора Дирекции скоростного сообщения ОАО "РЖД" Константин Воронцов.

Стартовые тарифы для всех классов снижены в среднем на 25%. Даже путешествие первым классом может обойтись вместо прежних шести тысяч – всего в пять с небольшим. Сделать скидку для пассажиров удалось за счет увеличения пассажиропотока — с прошлого года между двумя столицами ездят 11 пар "Сапсанов". Впрочем, РЖД дает возможность еще сэкономить: каждый пассажир на период отправления за семь дней до даты рождения и семь дней после – может купить билеты для себя и трех сопровождающих – за полцены. Так что при удачном стечении обстоятельств – поездка на "Сапсане" может обойтись всего в 500 рублей.

В этом году вагоностроительные заводы могут увеличить производство своей продукции вдвое – до пятидесяти тысяч единиц, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. За счет чего это может быть обеспечено?

Заказ на новые грузовые вагоны – для машиностроителей как глоток свежего воздуха. Еще в прошлом году крупнейшие вагоностроительные заводы не были обеспечены заказами даже наполовину. Причина в том, что ставка за день работы вагона составляла всего 300 рублей. При таких ценах перевозчики еле наскребали на ремонт того, что есть – и о закупке нового подвижного состава даже не мечтали.

"Для того чтобы вагоны начали закупать интенсивно, эта ставка должна вырасти до 700-800 рублей. По этой ставке операторы предъявляют этот вагон грузовладельцу, он ее оплачивает. По нашим оценкам такая ставка может вырасти к марту либо к октябрю этого года. Это пики перевозок, когда потребность в подвижном составе возрастает, все это наложится на тренд списания парка", — считает Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

Правительство стимулировало спрос как могло. В частности, те заводы, где сумели запустить инновационное производство – получили господдержку для обновления ассортимента. А операторам сделали скидку на покупку современного подвижного состава.

С этого года запретили продлевать срок службы старых вагонов. В результате еще в прошлом году в металлолом отправились около 90 тысяч единиц. В 2016 такая участь ждет еще 100 тысяч вагонов. При этом – освободившаяся ниша заполнилась лишь на четверть. А значил, операторам все-таки придется раскошелиться.

Эксперты утверждают, что покупка новых вагонов хоть и увеличит издержки, но незначительно. Затраты компенсируют за счет оборачиваемости парка. Поскольку инновационный подвижной состав и ездит быстрее, и грузов перевозит больше.

"Решение, которое было принято по запрету продления, в первую очередь приведет к тому, что уровень вагонной составляющей увеличится. Но по сравнению с тем объемом грузов, который перевозится, это очень маленькая величина, так как сейчас вагонная составляющая – это 10-15% стоимости перевозки груза и после увеличения в стоимости груза оно составит 1-2%", — уверен Первый заместитель генерального директора по общему управлению НПК "ОВК" Дмитрий Бобрыкин.

Расстроились разве что вагоноремонтные предприятия. Продление сроков службы подвижного состава приносило серьезный доход. А теперь вагон, которому до полной выслуги останется пара лет, будет проще отправить в утиль — ремонт не окупится. Так что, уже в этом году машиностроители смогут загрузить свои мощности на 60-70% и просчитать потребности отрасли на 10-20 лет вперед.

Весной этого года в Крыму начнется строительство новой федеральной трассы Таврида. Это будет дорога 1 категории, с 4 полосами – которая свяжет между собой Керчь, Симферополь и Севастополь. Ее длина составит около 300 километров, а разрешенная скорость – 140 километров в час.

Частично трасса пройдет по уже имеющимся дорогам, которые будут реконструировать, а значительный отрезок — проложат по новым местам. Как отмечают разработчики, скоростная трасса пройдет в стороне от населенных пунктов и заповедных зон. А вдоль всей дороги планируют разместить автозаправки, кафе и небольшие гостиницы, выполненные в едином стиле. Завершатся работы в 2018 году, как раз к сдаче моста через Керченский пролив, который свяжут с новой трассой. Для большего удобства автомобилистов – в самой Керчи также планируется серьезная дорожная реконструкция.

"Соответственно, будут обеспечены большое количество развязок, которые позволят очень свободно жителям перемещаться из нового микрорайона Аршинцево, который есть в остальную Керчь", — отмечает генеральный директор компании-проектировщика Владислав Коновалов.

В 2016 году на строительство самолета МС-21 правительство может выделить более 12 миллиардов рублей. Это в два с половиной раза больше, чем предполагалось. Деньги нужны на завершение проекта – по планам, первый самолет должен подняться в небо уже в этом году. Сейчас инженеры испытывают отдельные узлы МС-21. Например, в Жуковском тестируют новый российский двигатель ПД-14, который будут ставить на самолет.

Военно-транспортный Ил-76 уже давно на службе у ученых. Он выдерживает самые серьезные нагрузки. Самолету усилили левое крыло и готовят лайнер к новым тестам.

Вот этот Ил-76 сейчас настоящая летающая лаборатория. Здесь можно испытывать двигатели массой до 9 тонн и мощностью до 25 тонн. Но сейчас здесь испытывают совсем другую силовую установку.

Двигатель ПД-14 это базовый двигатель целого семейства, тяги от 9 до 18 тонн. Впервые в российской практике применены бесполочные лопатки вентилятора и самое интересное – они пустотелые. Основная цель – уменьшение массы, так как лопатка широкохордная, если ее делать из целого куска металла, она очень тяжелая.

Двигатель собираются поставить на новый российский среднемагистральный самолет МС-21. За 3 месяца испытаний инженеры отработали 10 тестовых вылетов. Нагрузку на новый двигатель нужно максимально приблизить к реальным условиям эксплуатации.

"Опытный двигатель очень сильно препарирован датчиками давления, температур, вибрации, тензометрирования и всеми остальными датчиками. Около 1066 параметров мы меряем в полете", — рассказывает заместитель генерального директора по испытаниям силовых установок ЛИИ им. Громова Анатолий Кулаков.

Инженеры оценивают надежность двигателя на разной скорости и высоте. Параметры эксперимента задают прямо в полете. За их действиями следят пилоты в кабине лайнера, а еще диспетчеры на земле. Во время тестовых вылетов самое важное безопасность, ведь разгоняться по полосе нужно на трех штатных двигателях и только потом подключать опытный.

"У нас полностью управляемый эксперимент. Мы можем влиять на регулирование автоматики двигателя, причем это возможно сделать с помощью рычагов управления, пневманических схем, то есть через сенсорный экран", — отмечает ведущий инженер по лётным испытаниям ЛИИ им. Громова Владимир Попов.

ПД-14 постоянно проверяют на прочность и на земле. Сейчас инженеры начинают так называемую прогонку двигателя.

Подобные тесты на прочность для авиационных деталей и даже целых лайнеров проводить можно только в ЛИИ имени Громова. Здесь работают опытные летчики-испытатели. За плечами у Александра Крутова, который сидит в кресле командира летающей лаборатории — уникальные операции: тесты новых лайнеров и даже отработка посадки военных самолетов на авианосец. Пилот говорит, что тесты ПД-14 для него особенные – ведь новые двигатели в России не разрабатывали уже около 30 лет.

"Мы относимся не то, что ответственнее, мы всегда относимся ответственно, но с гордостью. Это же наш российский двигатель, для наших российских самолетов. Только чувство гордости переполняет, что мы сейчас занимаемся такой работой", — рассказывает заслуженный летчик-испытатель Александр Крутов.

Инженерные испытания ПД-14 в подмосковном Жуковском продлятся до осени, затем приступят к сертификации этой модели. А двигателестроители обещают, что в ближайшем будущем начнут разрабатывать новые модификации перспективного двигателя.