Тема:

Мигранты в Европе 3 недели назад

Перерыв на зиму: лагеря мигрантов на греческих островах почти опустели, но ждут нового сезона

А на пути из Турции в Европу — новые жертвы. В штормовых водах Эгейского моря сегодня перевернулись сразу две лодки, до отказа заполненные беженцами. Погибли больше 30 человек. С наступлением весны таких лодок будет в несколько раз больше.

А на пути из Турции в Европу — новые жертвы. В штормовых водах Эгейского моря сегодня перевернулись сразу две лодки, до отказа заполненные беженцами. Погибли больше 30 человек. С наступлением весны таких лодок будет в несколько раз больше.

Даже с такого расстояния видно, что черная лодка чуть ли не тонет, сколько в ней людей. Как только она покидает территориальные воды Турции, беженцев подбирает греческая береговая охрана. Чтобы не пропустить ни одной лодки, за турецкой стороной в бинокль следят десятки волонтеров. Шилан уже гражданка Норвегии, но ее родители приехали из Иракского Курдистана. Теперь помогает другим пройти тот же путь в Европу. "У нас бывают даже беременные женщины, на девятом месяце, у них начинаются схватки, потому что это путешествие — большой стресс", — рассказывает она.

А вот так спасение выглядит вблизи — женщины, дети и несколько мужчин в тонущей лодке. Пытаются вычерпать набирающуюся воду. До берега — километры, температура воды — десять градусов.

Большинство видит море впервые в жизни. А лодки перегружены минимум в два раза, рассчитаны они на 30, но сажают в них 60, и это не считая детей. Ясно, что такое плавсредство может повернуться от малейшей волны, или ветра.

Гора спасательных жилетов на той стороне в Турции — это целое состояние, каждый продают минимум за 500 долларов. Теперь на Лесбосе это просто очередной мусор, отходы индустрии перевозок. Впрочем, и брошенную лодку теперь здесь уже редко увидишь. Большинство беженцев попадает на остров на судах береговой охраны.

Путем в Европу для миллиона человек за прошла год стали пять северных эгейских островов. Но Лесбос — самый популярный. На остров два маршрута, все зависит от того, сколько беженец готов заплатить. Самый дорогой путь — в районе двух тысяч евро за человека — через север, отравление вблизи турецких городов, до Лесбоса — семь километров. Дешевле — тысячу евро — но опаснее и дольше — южная сторона острова. До нее из Турции почти 20 километров через Эгейское море. Те, кому посчастливилось преодолеть это расстояние, оказываются в лагере под названием Мория.

"Все средства на данный момент поступают из бюджета Греции, мы сейчас пытаемся получить что-то из еврофондов, но, как вы знаете, это может быть очень трудно. И эта помощь от ЕС нам день очень нужна — это ведь граница всего Евросоюза, но занимаемся ей пока только мы", — говорит директор лагеря Анти Карагели.

Поток мигрантов, который сейчас затих из-за холодной температуры и ветра, не иссякнет, а только наоборот вырастет, как только станет теплее, — уверена директора лагеря. Сейчас здесь не больше двухсот человек, хотя осенью доходило и до трех тысяч. Сейчас в Мории готовятся к весне — строят новые боксы регистрации, а также жилые палатки, чтобы здесь могли одновременно жить пять тысяч человек. Но, несмотря на прекрасный климат и вид на море, мигранты здесь не задерживаются больше чем на два дня. Для тех, кто посостоятельней — такси, если лишних денег нет — автобус за государственный счет. А потом паром в Афины и дальше — в Македонию. Вся система скорее напоминает освоенный туристический маршрут. Разница только в том, что пассажиры — без каких-либо документов.

"Никто не может проверить, кто эти люди на самом деле, записывать приходится с их слов — имя, фамилия, откуда они приехали. Все, подавляющее большинство приезжает без документов. Мы знаем что многие топят их прямо в море. Здесь, на Лесбосе, можно начать все с нуля, или проехать незамеченным", — говорит вице-мэр острова Константином Астиракакис. Но пограничники и спасатели добираются не везде — сегодня напротив Лесбоса затонули 22 человека. Судя по всему, они находились в зоне юрисдикции Турции. И тут уже не важно, были это экономические мигранты или бегущие от войны сирийцы. Турция неоднократно обещала и сократить поток, и бороться с перевозчиками, но прогресса нет, поэтому Евросоюз уже принял решение выделить стране дополнительные три миллиарда евро. Ко всему прочему, Турция держит сухопутную границу с Грецией закрытой — и именно поэтому людям приходится пробираться в обход, через море.