Тема:

Надежда Савченко 4 года назад

Товар для политического торга. Реплика Николая Сванидзе

Завершился суд в Донецке Ростовской области над украинской военнослужащей Надеждой Савченко. Как и ожидалось, суд признал ее виновной в причастности к убийству в Луганске двух российских журналистов и в незаконном пересечении российской границы и приговорил к 22 годам лишения свободы.

Завершился суд в Донецке Ростовской области над украинской военнослужащей Надеждой Савченко. Как и ожидалось, суд признал ее виновной в причастности к убийству в Луганске двух российских журналистов и в незаконном пересечении российской границы и приговорил к 22 годам лишения свободы. Это один результат судебного процесса.

Есть и другой результат. Он состоит в том, что Надежда Савченко за время следствия и суда из обычного украинского старшего лейтенанта превратилась в национальную героиню Украины, в знамя антироссийского сопротивления. Кроме того, западные страны давно, а в связи с делом Савченко особенно, обвиняют Россию в ангажированности и необъективности судопроизводства. Мы, то есть российская сторона, не принимаем во внимание эти обвинения и говорим, что у нас с судопроизводством все в порядке. Но мы живем в глобальном пространстве, и отмахнуться от позиции значительной части мира, игнорировать ее не так легко. Савченко стала уже заметным фактором, влияющим на международные позиции России. О ее деле высказываются лидеры ведущих стран, включая действующего президента США и всех кандидатов в президенты, один из которых через несколько месяцев въедет в Белый Дом. И все эти высказывания имеют вполне определенную направленность — за Надежду Савченко, против российского суда, при этом подчеркивается, что суд полностью отражает позицию российского руководства.

Есть две Надежды Савченко. Для жителей России, подавляющей их части, она сознательная убийца наших ребят и ненавистница всего российского, русского, жестокая фанатичка, собирательный образ всего самого плохого, что есть сейчас на Украине. А попросту, коротко говоря, злобная фашистская стерва, которую, будь у нас смертная казнь, и расстрелять бы было мало.

Но за пределами России, прежде всего на Западе, но не только, Надежда Савченко не фанатичка и не фашистка, а жертва судебного беспредела, мученица и героиня, которую несправедливо осудили по надуманному обвинению. Украинская Жанна д'Арк, готовая взойти на костер за свою любовь к родной стране и своему народу.

Это как шпион и разведчик. Если за нас — разведчик, если против нас- шпион. Очень мало кого за пределами границ России интересуют идейно- политические взгляды Надежды Савченко, никого не волнует батальон " Айдар". Зато многих волнует, что она женщина, что она голодает, что она противостоит режиму, который они считают прямым наследником советского, а Савченко, соответственно, воспринимают как прямую наследницу жертв сталинской лагерной системы.ъ

Ситуация некомфортная. В свое время, в начале 1970-х была всемирная кампания в защиту Анджелы Дэвис. Анджела Дэвис, яркая темнокожая американка, была активисткой радикальной организации "Черные пантеры" и сидела в Штатах по обвинению в терроризме. В мире, и в частности в СССР, поднялся такой гвалт в ее защиту, лозунг "Свободу Анджеле Дэвис!" до сих пор старожилы помнят, что американцы, тогда у них был президент Никсон, сочли за благо сбросить с рук этот горячий камень и выпустили ее на свободу.

Президент Владимир Путин не может так поступить. Он не выпустит на свободу женщину, осужденную российским судом за соучастие в убийстве российских журналистов. Ни помилования, ни амнистии быть не может. Но обмен может быть и, я думаю, произойдет довольно скоро. Это — выход. С одной стороны, от Надежды Савченко избавиться, выйти из-под международного давления, которое может принимать разные, неприятные для нас экономические и политические формы. С другой стороны, и Петру Порошенко запустить ежа, поскольку Надежда Савченко уже куда популярнее его на Украине, и наших выручить из плена. Стало быть, возможно, мы скоро будем наблюдать знакомую культовую сцену из кинофильма "Мертвый сезон". Помните, обмен на мосту?

Так что теперь Надежда Савченко, которая в российской тюрьме грозит стать и уже становится источником больших неприятностей и проблем, одновременно приобретает и большую ценность. У России, а точнее у президента Путина, есть рациональный шанс превратить ее в товар для политического торга.