Тема:

Теракты в Бельгии 7 месяцев назад

Жизнь в Европе уже не будет прежней. Реплика Георгия Бовта

Система безопасности Европы не может быть прежней. Это стало очевидно уже после парижских терактов осенью. А теперь, в свете еще более дерзких брюссельских терактов, впору говорить о системном провале спецслужб.

Система безопасности Европы не может быть прежней. Это стало очевидно уже после парижских терактов осенью. А теперь, в свете еще более дерзких брюссельских терактов, впору говорить о системном провале спецслужб. Выясняется, что на одного из террористов Турция не так давно давала бельгийцам ориентировку как на исламиста, а другой вообще должен был еще сидеть в тюрьме по обвинению в вооруженном ограблении, но был условно-досрочно отпущен за примерное поведение.

Мало сомнений, что атаки, подобные брюссельским или парижским, могут повториться в любой другой европейской стране. В прессу уже просочилась информация о том, что запрещенный ИГИЛ (запрещена в РФ)подготовил от 400 до 500 боевиков для внедрения в "спящие ячейки" по всей Европе. Подготовка осуществляется как в лагерях беженцев из Сирии на территории Турции, так и в других странах Северной Африки, прежде всего в Ливии. Ячейки террористов могут действовать автономно, не ожидая приказов от главарей ИГИЛ из Ирака или Сирии. Сами джихадисты могут вербоваться из числа в том числе граждан ЕС, число которых воюющих или воевавших на стороне ИГИЛ оценивается примерно в пять тысяч человек. Только 560 подданных маленькой Бельгии прошло эту "школу".

На уровне ЕС координация в области безопасности явно отстает от вызовов времени. Уровень национальных систем безопасности сильно разнится в разных странах. Далеко не все имеют аналоги, близкие к британской системе электронной слежки и идентификации личностей по камерам в публичных местах.

Европейские авиакомпании уже несколько лет обязаны сообщать США заранее о пассажирах, которые летят из Европы в Америку. Однако обмена такой информации не происходит в самом ЕС. Сейчас предложение создать единую европейскую систему обмена данных авиапассажиров будет актуализировано. Франция также предлагает гармонизировать общеевропейскую систему учета преступлений, ужесточить регулирование выдачи так называемых "предоплаченных" кредитных карт, то есть карт с открытым кредитным лимитом, которые могут быть использованы для финансирования терроризма. Париж и Рим предлагают разработать общеевропейский план борьбы с подделкой личных документов. Италия указывает на недостаточный уровень обмена разведывательной информацией и предлагает создать аналог Европола в области разведки.

Наибольшие перемены, по идее, должны произойти с системой безопасности на транспорте. Сейчас в Европе заговорили о российском опыте сканирования всех входящих на вокзалы и в аэропорты. Проверок на входе нет практически ни в каких европейских аэровокзалах. Хотя и в Кении после серии терактов исламистов была введена предварительная проверка приезжающих в аэропорт за километр от него, где исследуется каждая машина. Аналогичные системы действуют во многих странах Азии. В израильских аэропортах еще с 1980-х годов, когда начались палестинские теракты, установлено несколько слоев уровней безопасности. И если потенциальный террорист сможет миновать один из них, то он будет остановлен на следующем. Сегодня израильские специалисты в области безопасности говорят, что у них теракт, подобный тому, что произошел в брюссельском аэропорту, был бы попросту невозможен. Видимо, придется использовать опыт США, а также Великобритании и Швейцарии, где в аэровокзалах работают под прикрытием специалисты — психологи, анализирующие поведение людей. Придется внедрять и системы опознавания личностей по камерам слежения по типу британской. Пока еще нет оценок, во что это обойдется и так почти стагнирующей европейской экономике. Но счет явно пойдет на миллиарды евро.

Разумеется, теперь вновь речь пойдет об ужесточении мер по борьбе с нелегальной миграцией. До сих пор европейские политики не преуспели в том, чтобы перекрыть поток беженцев и даже как-то равномерно распределить их внутри Евросоюза. Впрочем, бороться с самими беженцами в настоящий момент уже поздно. Похоже, что тех потенциальных террористов, что уже находятся внутри Европы, может оказаться достаточно, чтобы попытаться, как минимум, парализовать транспортное сообщение в самый неожиданный для европейцев момент и в самом неожиданном месте. К тому же, многие из этих террористов попросту родились в Европе, являются ее гражданами во втором поколении. Как проконтролировать их? В каком направлении пересматривать явно устаревшие нормы политкорректности и мультикультурализма, позволяющие иммигрантам и их потомкам не только не интегрироваться в систему европейских ценностей, но и противостоять им внутри своих анклавов — рассадников экстремистских идей? Во всяком случае, Европе придется привыкать к мысли о том, что слова о том, что жизнь на континенте уже не будет прежней – это не пустые слова. Ну а для начала одной из первых жертв террора и панической реакции на него может стать Шенгенское соглашение о свободном перемещении внутри Европы. Пока речь идет об ужесточении контроля на внутренних границах. Но если так пойдет и дальше, то нельзя исключать, что Шенгенское соглашение может быть денонсировано полностью.