"Энергетика": проект "Посейдон", подготовка к половодью и экспортный потенциал России

"Энергетика": проект "Посейдон", подготовка к половодью и экспортный потенциал России
Повелитель морей: зачем России "Посейдон"? Куда пойдет новая газовая магистраль? Весна идет, весне дорогу: как готовятся российские ГЭС к половодью? И как решают проблему затоплений на Дальнем Востоке? Экспортный потенциал: мы побывали на заводе, который производит главные механизмы каждой ГЭС.

Повелитель морей: зачем России "Посейдон"? Куда пойдет новая газовая магистраль? Весна идет, весне дорогу: как готовятся российские ГЭС к половодью? И как решают проблему затоплений на Дальнем Востоке? Экспортный потенциал: мы побывали на российском заводе, который производит главные механизмы каждой ГЭС. Где служат российские турбины?

Зачем России "Посейдон"

На неделе Владимир Путин встретился с главой "Газпрома". Алексей Миллер рассказал об итогах работы компании в прошлом году и начале этого. Так, например, добыча в 2015-м составила 418,5 миллиарда кубометров, а поставки на внутренний рынок – 205 миллиарда. Объем поставок российского голубого топлива на экспорт с начала 2016 года вырос на 37,5 процента.

Алексей Миллер, председатель правления ПАО "Газпром": "В прошлом году Германия установила рекорд покупки российского газа – 43,5 миллиарда кубометров газа, это на 6 миллиардов больше, чем в 2014 году. Но в этом году мы видим, что рост объемов поставок газа в Германию и другие крупные европейские страны – еще больше. То есть прирост поставок газа в Германию за то время, которое прошло с начала года, – 44 процента, в Италию – 42 процента, во Францию – 73 процента, в Австрию – 52 процента. Если за 2015 год абсолютный прирост экспорта составил 11,8 миллиарда кубометров газа, то только за первые два месяца этого года в абсолютных цифрах это уже плюс 7,5 миллиарда кубометров газа".

Как заметил глава "Газпрома", учитывая конкретные цифры можно сказать, что все новые проекты строительства газотранспортных маршрутов в Европу экономически обоснованы и подтверждены растущим ростом.

"Один из этих проектов, я знаю, Вы обсуждали и даже подписали соответствующие документы в Риме", — отметил Владимир Путин.

"Да, в Риме был подписан меморандум об оценке целесообразности строительства газопровода из России по дну Черного моря через третьи страны в направлении Греции, а потом в Италию", — сообщил Алексей Миллер.

Речь идет о газопроводе "Посейдон". Что это за магистраль, и почему она интересна России?

Проект "Посейдон" не новый: первое соглашение о строительстве газопровода было подписано компаниями DEPA и Edison еще в далеком 2002 году. Протяженность по проекту должна была составить 212 километров — от греческого города Ставролименас до итальянского Отранто.

"Посейдон" должен был стать частью южного газового коридора. То есть проектом, который изначально был призван диверсифицировать источники поставки — фактически найти новый поставщиков, способных заместить на рынке Европейского союза российское голубое топливо. Ставки делались на Азербайджан и Туркмению, но последняя не смогла построить газопровод через Каспийское море, что лишило ее возможности участвовать в "Посейдоне".

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности рассказывает: "Весь южный газовый коридор предполагался как альтернатива, как конкурент российскому проекту "Южный поток". Наш газопровод должен был выйти в Болгарии и изначально пойти по двум веткам: одна ветка должна была пойти по Балканам и выйти в Австрию на газовый хаб действующий, куда приходит сейчас наш газ по газопроводу через Украина. А вторая ветка должна была пойти дальше туда в Грецию и в Италию уйти. Поэтому сейчас нынешнее подписанное соглашение, оно возрождает как раз идею некоего газового крыла российских газопроводов, то есть не только "Северный поток" 1 и 2, предполагается реализовывать и по ним поставлять газ, но и по некому южному коридору. И это очень важно, потому что если мы собираемся отказываться от транзита через Украину, соответственно, встает вопрос, как запитать ту же самую Турцию, которая сейчас потребляет 27 миллиардов кубов в 2015 году российского газа".

Сегодня "Посейдон" может стать новым "Южным потоком" для России, говорят эксперты. Кроме потенциальных выгодных рынков сбыта, проект активно лоббирует Италия. И она не только хочет стать газовым хабом южной Европы. Сегодня она является третьим самым крупным потребителем российского газа — закупает 24 миллиардов кубометров. Но может и больше – все 50, особенно, если поставки из Алжира и Ливии прекратятся. Спрос есть и у третьих стран, той же самой Греции – 2 миллиарда кубометров, и у Болгарии – 3 миллиарда.

Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ: "Для коммерческих проектов – это политическое решение. Потому что у "Газпрома" есть огромные ресурсы, уже вложенные финансовые в этот проект – в Болгарии лежит огромное количество труб. Мы построили свою часть по территории России. То есть у нас зависают огромные деньги. "Газпром" готов поставлять тому, кто готов купить, и это очень разумное коммерческое поведение".

Впрочем, станет ли "Посейдон" новой газовой магистралью с российским газом – покажет время. Как уточнил глава "Газпрома" Алексей Миллер, меморандум, подписанный в Риме, предусматривает лишь проведение технико-экономической оценки проекта до конца 2016 года.

Экспортный потенциал России

Добыча нефти в странах ОПЕК в феврале сильно снизилась. Как подсчитали эксперты, до 32,37 миллионов баррелей в сутки. Падение же составило 280 тысяч баррелей в день. Сильнее всего, сократил поставки Ирак. Что касается Саудовской Аравии, то она, похоже, соблюдает договоренности о заморозке добычи и придерживается январских показателей.

Эльдар Касаев, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России рассказывает: "Пока я бы не стал преувеличивать позитивное значение, но, тем не менее, это уже движение с мертвой точки. Смотрите, что получается: Ирак, одно из ведущих государств в ОПЕК, наряду с Саудовской Аварией и рядом других игроков по производству нефти сокращает добычу. Нигерия вследствие определенных факторов так же понизила уровень производства нефти и ОЭА, чьи месторождения сейчас находятся на техническом обслуживании, так же сократили производства черного золота и, соответственно, экспорт".

"Наша задача – сохранить устойчивость нефтяной отрасли России, обеспечить ее поступательное развитие, реализацию долгосрочных проектов, — говорит президент России. — Предлагается зафиксировать объём добычи нефти в России на 2016 год исходя из показателей января текущего года. Вы действительно поддерживаете такое предложение министра? Как вы к этому относитесь?".

По итогам совещания решение стабилизировать добычу нефти было достигнуто. В свою очередь, компании попросили президента стабильности налогообложения.

Подготовка к половодью

Энергетики готовятся к весеннему половодью. Так, например, на Новосибирской ГЭС уже начались работы по проверке контрольно-измерительной аппаратуры, донных водовыпусков, водосливной плотины и гидромеханического оборудования. Половодье 2015 года на реке Обь стало для Новосибирской области самым сильным за последние 50 лет.

Ведутся работы и на крупнейшей электростанции на Дальнем Востоке. На Нижне-Бурейской ГЭС монтируют первые два гидроагрегата из четырех. Пока одни специалисты монтируют ротор будущей турбины, другие устанавливают статоры генератора. Вторую ГЭС на Бурее оборудуют совершенно иными агрегатами, чем первую. Это связано с контррегулирующей задачей гидросооружения. Станция станет дополнительной защитой ближайших населенных пунктов от паводков.

Александр Павлов, главный инженер представительства ОАО "Силовые машины": "Радиально осевые колеса не регулируются. Это сваренная конструкция. Регулировка происходит только направляющим аппаратом. Здесь регулировка мощности достигается — еще и комбинаторная зависимость, происходит за счет направляющего аппарата и поворотной лопасти рабочего колеса".

Подобная конструкция турбины позволяет достигать наибольшей выработки электроэнергии при низком напоре воды. Кроме того, новые технологии свели к минимуму возможность попадания технологических жидкостей в окружающую среду.

Сборка идет на высочайшем уровне точности. Погрешность доходит до микроскопических значений. Подробнее об этом — Николай Сурта, генеральный директор ООО "Бурейский СГЭМ": "Агрегат вращается со скоростью больше 100 оборотов в минуту. И при такой скорости биение его вала не должно превышать семи сотых на сторону. Это 7 сотых миллиметра. Это представляете, когда у нас ротор весит 320 тонн, 100 тонн рабочее колесо, то 400 тонн должны вращаться просто идеально, без колебаний".

Монтаж гидроагрегатов – процесс очень сложный, требующий обязательного выполнения ряда условий. Один из них — температурный. Не менее 5 градусов тепла. Именно поэтому сейчас ведется сборка только двух первых агрегатов. Для еще двух создают специальный тепловой контур. Перекрытие Буреи намечено на весну. Запуск новой станции каскада ГЭС запланирован на конец года.

Где производят главные механизмы ГЭС

Сердце любой электростанции — это гидроагрегат. Недавно мы побывали на заводе в Санкт Петербурге и узнали, как делаются гидротурбины.

Цех по изготовлению турбин: здесь осуществляют обработку и сборку деталей гидроузлов. Артем Бочков — начальник механического участка гидротурбинного комплекса – рассказывает: "Мы изготавливаем два основных вида рабочих колес — это поворотно-лопастные рабочие колеса, сложный механизм, который обладает возможностью разворота лопастей для регулировки, и второй вид — это радиально осевые, сварные рабочие колеса, которые жестко сварные конструкции".

Самые крупные детали, такие как лопасти и рычаги, отливают заранее. На завод они приходят в виде заготовок, и здесь проходят окончательную механическую обработку. Этот процесс осуществляется с компьютерной точностью, применяются самые современные лазерные технологии.

"На сегодняшний день компания обладает оборудованием, которое позволяет от заранее созданной трехмерной модели заготовки проверить ее состояние от поставщика, с помощью такого инструмента, как лазерный треккер, на разметочной операции, и далее на основании заранее разработанной управляющей программы по трехмерной модели детали, полностью изготовить с точностью до сотых долей миллиметра".

Кроме строительства нового гидроагрегата на заводе можно обновить старый. Это гораздо дешевле, а производительность модернизированной ГЭС увеличивается в разы. Так, совсем скоро по-новому заработает Чебоксарская гидроэлектростанция.

Так называемая карусельная обработка: лопасть со старой турбины используют в качестве заготовки, из нее вытачивают новую, чтобы потом собрать уже модернизированное рабочее колесо — получится гидротурбина с улучшенными характеристиками.

Завод не только полностью обеспечивает внутренний рынок, но и работает на экспорт. Модернизируют здесь не только Российские турбины, заказы для завода в Санкт Петербурге поступают и из Европы.

Лопасти для латвийской ГЭС "Кегум-2". Каждая из них весит 17 тонн, на один гидроагрегат их нужно 5. В итоге одно рабочее колесо гидроагрегата вместе со всеми механизмами в сборе будет весить более 100 тонн. Поднимают и перемещают такие механизмы по цеху с помощью нескольких уровней кранов с большой грузоподъемностью — до 300 тонн.

Для сокращения сроков монтажа уже на ГЭС, корпус рабочего колеса отправляется из цеха почти в собранном виде — внутри него уже установлены механизмы разворота лопастей. На изготовление каждой гидротурбины нужно примерно полгода. Перед отправкой ее еще раз проверят, проведут функциональные испытания и протестируют работоспособность всех узлов каждой турбины. И все же работа специалистов на этом не заканчивается — они вместе с турбиной едут на ГЭС, чтобы помочь ее правильно собрать и установить.

"На сегодняшний день по гидротурбинным силовым машинам ключевые рынки сбыта — это Южная Америка, Азия, то где мы развиваемся, — уточняет Артем Бочков. – И, конечно, внутренний, где мы лидерами являемся".

Кроме гидротурбин здесь же изготавливают генераторы для атомной энергетики, паровые турбины, котельное оборудование и турбогенераторы для тепловых электростанций, а также электрические генераторы и двигатели для промышленности и транспорта. Все это также идет на экспорт.