Тема:

Акт Магнитского 2 года назад

Премьеру фильма о Магнитском отменили из-за давления Браудера

Европарламент сотряс скандал, который поставил под вопрос не только незыблемость свободы слова в Европе, но и независимость ее политических институтов. Назначенная премьера фильма о деле Магнитского неожиданно была отменена.

Европарламент сотряс скандал, который поставил под вопрос не только незыблемость свободы слова в Европе, но и независимость ее политических институтов. Назначенная премьера фильма о деле Магнитского неожиданно была отменена. И практически сразу стало известно, что отмены добился бывший работодатель Магнитского финансист Уильям Браудер, заочно осужденный в России за неуплату налогов. Как выяснилось, его влияние в Европарламенте настолько велико, что охрана Браудера позволяет себе блокировать целые этажи здания во время пленарной сессии. Почему режиссер, решивший сделать его героем, во время съемок ужаснулся тому, что узнал?

Фильм о деле Магнитского Андрея Некрасова снят с просмотра, хотя зрители уже собрались в зале и экран был фактически готов. По словам Некрасова, на него оказывали давление, а Браудер очень влиятелен.

Андрей Некрасов еще толком не знает, почему запретили показ, но не сомневается в том, кто стоит за этим запретом.

Удара от Уильяма Браудера документалист ждал. Юристы главы Hermitage Capital еще накануне разослали десятки писем с угрозами.

Давление со стороны Браудера организаторы просмотра назвали беспрецедентным. Но об отмене показа до последнего не знал даже персонал Европарламента. В зал продолжали заводить зрителей. Многих случившееся не удивило. "Это неудивительно. Группа, которая стоит за ним, может все", — сказал Гилберт Докторо, американский политолог.

"Мягко говоря, я возмущен. Браудер считает, что только его позиция может быть озвучена миру. За всем, конечно, стоит он", — уверен Павел Карпов, бывший следователь ГСУ ГУВД по Москве.

Немногим ранее Павел Карпов заходил в здание Европарламента совершенно в другом настроении. Бывший полицейский расследовал налоговые махинации фонда Hermitage Capital, а позже был включен Браудером в американский закон Магнитского. Но в Евросоюз Карпова пускают.

Фильма, где Уильям Браудер, пожалуй, впервые на Западе представлен не жертвой и борцом с коррупцией, а жадным воротилой, который уводил активы и налоги из России, европейцы пока не дождались. Создатель фильма "Закон Магнитского" Андрей Некрасов никогда не питал симпатий к российской власти. Называет себя диссиденствующим патриотом. Много лет назад уехал из России. В своих ранних фильмах обвинял Москву в нападении на Грузию и убийстве в Лондоне Александра Литвиненко, с котором был в приятельских отношениях.

Нынешний фильм Некрасов начинал снимать по истории, рассказанной Уильямом Браудером, впрочем, почти сразу обнаружил, что слова главы Hermitage Capital расходятся с фактами и документами. "Я понял во время съемок, что в этой истории что-то не так. Поддался очень хорошей истории с четким образами — добро и зло", — вспоминает Андрей Некрасов.

В фильме — две части. Первая — художественная реконструкция событий, снятая со слов Уильяма Браудера. Казематы будто в 1937 году, злобные следователи, избиение Сергея Магнитского людьми в масках, которые целой толпой ворвались к нему в камеру, после чего якобы он и умер — бутафорскую тюрьму для съемок построили в Киеве, актеров Некрасов нашел там же.

"Коррумпированы все, если верить Браудеру, прогнило все. Этот художественный образ вышел из того, что мы слышим из уст Уильяма Браудера", — сказал Некрасов.

Вторую часть — документальную — Некрасов начал снимать, когда понял, что Браудер его обманывает. Здесь уже только реальные персонажи: родственники Магнитского, следователи, адвокаты, свидетели и, конечно, сам Уильям Браудер.

"Было достаточно двух-трех очень вежливых, очень корректных вопросов, чтобы он застыл и после этого все контакты были прекращены", — вспоминает Андрей Некрасов.

"Сергей Магнитский никакого расследования не проводил и не подавал никакого заявления в правоохранительные органы о каком-либо преступлении", — заявила адвокат Наталья Весельницкая.

Три года назад Уильяма Браудера заочно приговорили к 9 годам заключения в колонии за колоссальную неуплату налогов, но Интерпол отказался объявлять его в розыск.

"Это огромная фабрика по проведению жертвенного образа Браудера. Он своровал порядка двух миллиардов рублей из российского бюджета", — рассказала Весельницкая.

"Я не могу залезть к нему в голову — могу только говорить, что я для себя открыл в этой истории: его версия событий неверна", — отметил Андрей Некрасов.

Сергей Магнитский работал у Браудера бухгалтером и помогал ему уходить от налогов, например, нанимал на работу инвалидов в Калмыкии – в то время регион был внутренним офшором. Сергея Магнитского арестовали в 2008 году по подозрению в неуплате налогов. Браудер, который к тому времени уже перевез большую часть команды Hermitage Capital в Лондон, мог спасти своего бухгалтера — стоило лишь вернуть украденные налоги, и дело бы, вероятно, закрыли. Но вместо это Уильям Браудер начал кампанию против России. В 2009-м страдающий тяжелым заболеванием Магнитский умер в тюрьме. Браудер стал гастролировать по миру и требовать санкций против Москвы.

Небезуспешно. В 2012-м Барак Обама подписал так называемый акт Магнитского. Таких же действий Браудер добивался и от Евросоюза. В фильме есть признание главного докладчика Европарламента по делу Магницкого депутата от Швейцарии Гросса. Он рассказывает о том, на чем основаны его выводы. "Все документы пришли из источников Браудера, но в этой истории много странных дыр", — считает он.

"Браудер совершенно незаконно получил доступ к копии фильма. Это очень печально. Может, фильм и не является финальной правдой, но там точно есть важные моменты, которые раньше никто не хотел принимать во внимание", — сказала Хейди Хаутала, депутат Европарламента от Финляндии.

- Есть ли шанс, что европейское общество узнает о фактах и версиях с другой стороны, не только от Браудера?

- Да. Я надеюсь. Важно, чтобы это произошло, и я сделаю все для этого.

Хайди Хаутала — одна из организаторов несостоявшегося просмотра фильма Андрея Некрасова. Она считает запрет наступлением на свободу слова, которой Европа вроде бы так дорожит. Хаутала выступила с официальным протестом, но ответа не последовало.

Фильм создавали при финансовой помощи телекомпаний из Норвегии, Финляндии, Германии и Франции. Права принадлежат крупнейшему в ЕС общественному франко-германскому телеканалу АРТЕ. Тем не менее Браудер назвал этот совсем не российский фильм "русской пропагандой". И этого оказалось достаточно для того, чтобы в Европе его уже почти запретили.

"Официально будет показ на АРТЕ 3 мая. Но уверенности, что он состоится, нет", — сказал Андрей Некрасов.