Заражен каждый 150-й: ВИЧ перестал быть болезнью маргиналов

По всей стране – неделя профилактики и борьбы со СПИДом. Что надо знать и тем, кто не входит ни в какую группу риска? Как вести себя с заразившимися и каково им самим? Что нового стало известно о СПИДе?

По всей стране — неделя профилактики и борьбы со СПИДом. Что надо знать и тем, кто не входит ни в какую группу риска? Как вести себя с заразившимися и каково им самим? Что нового стало известно о СПИДе? Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик Вадим Покровский.

- Вадим Валентинович, откуда все-таки взялся СПИД?

- Большинство болезней человек приобрел от диких животных или домашних. Но все равно источник — это какие-то дикие животные. Источником вируса иммунодефицита человека, который вызывает СПИД, смертельную болезнь, являются близкие родственники шимпанзе.

- То есть это не миф?

- Да. Но есть еще второй тип ВИЧ, и он происходит от дымчатых мангобеев.

- Есть теории, что это из секретных военных лабораторий пришло.

- Я думаю, что это сильное преувеличение любителей таинственных заговоров. Нет, мы много болезней получили от обезьян за последнее время и от других животных, например, от летучих мышей. Мы вторгаемся в их сферу жизни – в джунгли, в горы, в озера – и приобретаем новые болезни.

- У нас с вами сложная психологическая задача, потому что очень многие зрители видят репортажи, слушают наш с вами разговор и думают, а мне-то это зачем? Я тоже не из группы риска. Зачем об этом нужно знать?

- К сожалению, в последние годы все думали, что это болезнь маргиналов, и дошли до того, что болезнь идет от употребления наркотиков. Но в начале этого года мы уже зарегистрировали миллионный случай заражения среди россиян.

- То есть каждый 150-й?! Или даже больше...

- Больше. 220 тысяч уже умерли. Это большие потери. В первом квартале этого года уже зарегистрировали 25 тысяч случаев заражения. В основном это половой путь передачи, поэтому сейчас практически каждый взрослый человек оказывается в зоне риска заражения половым путем.

- Вы сказали, что это смертельная болезнь. Но все-таки это приговор или нет?

- Сама по себе болезнь длится очень долго. Человек в начале в среднем 10 лет чувствует себя абсолютно хорошо, потом вдруг начинает болеть пневмониями, воспалениями пищевода, воспалением мозга, энцефалитами. Это потому, что вирус разрушил его иммунитет. 10 лет мы не видим, что человек заражен, но он в это время может передавать вирус другим. Эпидемия распространяется незаметно. 30 лет уже идет такая пандемия. Все страны охвачены. Но и за эти 30 лет мы все-таки продвинулись. Мои первые больные умирали, несмотря на все усилия, которые мы предпринимали. Мы вылечивали пневмонию, но начинался менингит и так далее. Человек в течение года умирал от СПИДа. Сейчас у нас появились лекарства, которые подавляют этот вирус, однако не вылечивают. Но если регулярно их принимать, состояние, которое называется СПИДом, не наступает.

- То есть остается в форме ВИЧ?

- Да. Это носительство на всю жизнь, которое мы подавляем лекарствами. Вирус хотя и сохраняется, но человек не болеет, имеет трудоспособность. Он уже очень редко передает вирус другим, даже своим половым партнерам. У него рождаются здоровые дети, не инфицированные. Наша задача здесь очень большая. Во-первых, надо обнаружить всех, кто инфицирован, чтобы люди вовремя начали принимать лекарства, а все люди чувствуют себя хорошо. У нас это как раз молодые люди в возрасте 25-30 лет. Они не ходят обследоваться. То есть надо обследоваться, а затем уже организовать лечение всех этих людей. Их может быть даже больше миллиона!

- Природа этого пока для вас так и остается загадкой? Вы говорите, что невозможно вылечить от самого ВИЧ.

- Нет, этот вирус — один из самых изученных биологических объектов. Мы знаем его структуру полностью. Но он очень хитер и встраивается в геном человека. И когда мы его убиваем в крови, то он все-таки в некоторых клетках сидит в геноме, и как только мы прекращаем прием антиретровирусных препаратов, он опять начинает свою подрывную деятельность, развиваются иммунодефицит и СПИД. Поэтому надо постоянно принимать эти лекарства, а это уже большая экономическая проблема для страны.

- В обозримом будущем возможен какой-то прорыв или пока это неразрешимая проблема?

- На горизонте главная проблема сейчас в том, что мы долго не занимались профилактикой. Мы не обращали внимание на то, какие мы уже несем потери от этого заболевания. В прошлом году 15 тысяч человек умерли от СПИДа. А по моим данным, даже до 30 тысяч. Это очень большие потери. Молодые люди, средний возраст которых 35 лет. Надо объяснять людям, как предупредить заражение. Самое главное — вести такой образ жизни, чтобы не поставить себя в группу риска заражения, то есть нужно уменьшить количество половых партнеров, а если вы не желаете следовать этой рекомендации, то надо обязательно пользоваться презервативами. Это наиболее надежное средство из пока имеющихся в нашем распоряжении. Конечно, предупреждение внутрибольничной передачи – это дело санэпидслужбы, службы здравоохранения, но это встречается очень редко. В основном люди заражаются половым путем и при употреблении наркотиков.

- Речь идет о половом акте или о поцелуе тоже? Многие не разбираются в этих вещах.

- Конечно, имеется в виду полноценный половой акт. Поцелуи разные бывают. Но при поцелуях обычных и даже усиленных ВИЧ не передается.

- Может быть, мы подойдем к состоянию солидарности с тем, кто заразился ВИЧ с точки зрения ежедневной жизни. Допустим, появился коллега, про которого известно, что он инфицирован ВИЧ. Как с ним себя вести?

- Как правило, люди пугаются, перестают пить чай из одной чашки.

- Одним полотенцем перестают пользоваться...

- На самом деле вирус в быту абсолютно не передается. Таких случаев за 30 лет практически не было обнаружено. Да и при половом контакте далеко не всегда происходит заражение. Поэтому еще раз говорю: презерватив дает очень высокую защиту.

- СПИД появился на горизонте 35 лет назад. Тогда не было полного понимания опасности. Потом была Эбола. И тоже был скептицизм, пока люди не увидели жуткие кадры. Что-то подобное еще может произойти с человечеством?

- СПИД пострашнее Эболы, потому что за 40 лет она так и не дошла до Европы. Это отдельный случай и ерунда по сравнению с ВИЧ-инфекцией. Конечно, можно ожидать новых инфекций. Поэтому наша наука и наши службы безопасности должны быть очень бдительны.

- У нас есть возможность обратиться к максимально широкой аудитории. На что бы вы обратили внимание людей в первую очередь?

- Каждый должен подумать, не может ли он все-таки оказаться в группе риска заражения. А всем мы рекомендуем пройти тестирование, потому что чем раньше выявится ВИЧ-инфекция, тем раньше начнется лечение, соответственно, меньше будет проблем, связанных с этим заболеванием. Вот два основных момента. Также важно сказать близким. Подумайте, что ВИЧ-инфекция рядом и мы все должны предохраняться.