Россия представила проект новой ВДНХ на главной архитектурной выставке мира

Россия представила проект новой ВДНХ на главной архитектурной выставке мира

Проект масштабной реконструкции ВДНХ оценят на международном уровне. Россия представит его на главной архитектурной выставке мира в Венеции. Рассказывать об "урбанистическим феномене" будут с помощью современных технологий — через мультимедийные инсталляции и работы молодых художников и скульпторов.

"Репортаж с фронта" — такую тему задал куратор XV Венецианской биеннале архитектуры чилиец Алехандро Аравена. Россия дала ответ из четырех букв.

"Это так сложно выговорить — VDNH. Но скоро все научатся — проект прославится на весь мир," — говорит искусствовед и арт-критик из Германии Кристин Файрайз. Это самая оригинальная экспозиция форума, считает Файрайз. Большинство участников биеннале поняли тему в общественно-политическом ключе: как улучшить жилищные условия мигрантов или, на соседней выставке Венесуэлы, остановить спонтанный рост мегаполисов. У нас тоже, говорит комиссар павильона России Семен Михайловский, был соблазн рассказать про коммунальное строительство. Но решили представить "ВДНХ: урбанистический феномен".

"Мы должны делать выставку на серьезный сюжет, связанный с историей нашей страны и с теми катаклизмами, которые здесь происходили. Но при этом как-то по-человечески, нормально," — говорит комиссар павильона России на Международной биеннале архитектуры в Венеции Семён Михайловский.

Вся история ВДНХ — репортаж с передовой линии, объясняет Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы и куратор российской экспозиции. В Советские годы это были 500 гектаров идеологии. После перестройки — хаотичный рынок в шедеврах архитектуры. Теперь же парк с музеями и выставочными залами, велопрокатом и лекториями. Чтобы увидеть эту круговую панораму, посетители поднимаются по винтовой лестнице — весь век до этого на второй этаж авангардного павильона Алексея Щусева заходили с отдельного входа на улице.

"Для нас было важно показать путь из темноты наверх, из темноты нашего такого прошлого к нашему светлому настоящему," — рассказывает Кузнецов.

Количество посетителей только выросло до 25 миллионов в год, сообщает Кузнецов, когда — цитата — "примитивные удовольствия", вроде парка аттракционов, заменили интеллектуальными.

ВДНХ будущего можно сравнить суперкомпьютером. "Это идеальное и логичное объяснение материнской платы, которую мы сейчас перепрошиваем и создаем новые смыслы," — говорит генеральный директор и сокуратор павильона России Екатерина Проничева.

Участие в самом престижном в мире архитектурном форуме всегда затратно: обустройство экспозиции обошлось в 100 миллионов рублей. Но это не великая плата за возможность повлиять на мировые тенденции.

Сады Джардини — по сути, венецианский аналог ВДНХ: выставка достижений народного зодчества Франции, Великобритании, США. Этим павильонам уже по сто лет, но чтобы посмотреть на памятники архитектуры в отличие от ВДНХ надо платить деньги за билет. Нет здесь и таких, казалось бы, элементарных удобств, как кафе и беспроводной доступ в интернет. Можно только надеяться, что опыт ВДНХ после биеннале захотят перенять и сами хозяева смотра.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере