Тема:

"Исламское государство" 2 месяца назад

Премьер Курдистана предсказал распад Ирака на три части

Премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани предсказал, что после победы над "Исламским государством" Ирак, скорее всего, распадется на три части, каждая из которых будет управляться самостоятельно. По мнению Барзани, только так можно предотвратить дальнейшее межконфесиональное насилие.

Премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани, который является родным сыном президента этой автономной области в Ираке Массуда Барзани, предрек распад Ирака на три различных государства по этноконфессиональному признаку. В интервью, которое Барзани дал в Эрбиле – столице Иракского Курдистана, премьер нарисовал свое видение будущего Ирака после победы над террористической группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ).

По мнению Масрура Барзани, главной причиной, по которой боевикам "Исламского государства" удалось захватить столь обширные территории на западе Ирака, является глубокое межобщинное разделение. Премьер подчеркнул, что после свержения суннитского режима Саддама Хусейна в 2003 году и прихода к власти шиитского правительства это разделение лишь усилилось, что привело к нарастанию беспрецедентного напряжения между тремя основными общинами Ирака: суннитами, шиитами и курдами. Барзани подчеркнул, что для того, чтобы переломить ситуацию, необходимо поменять систему государственного устройства страны.

"Федерация не сработала, поэтому нужна либо конфедерация, либо полное отделение. Если у нас будет три конфедеративных государства, то будет три равных столицы, ни одна из которых не будет выше остальных, — заявил Барзани в интервью Reuters, подчеркнув, что не имеет в виду полный разрыв связей между общинами. – Мы предлагаем решение. Это не значит, что все общины будут жить под одной крышей, но они могут быть хорошими соседями. Если они будут чувствовать себя комфортно и будут уверены в ярком и безопасном будущем, то начнут сотрудничать друг с другом".

В качестве примера такой конфедеративной единицы Барзани привел Иракский Курдистан, имеющий собственное правительство и вооруженные силы – пешмергу. Стоит отметить, что, несмотря на очевидный вклад пешмерги в борьбу с "Исламским государством", у руководства Курдистана регулярно возникают противоречия с багдадским правительством, которое недовольно сепаратной торговлей автономии с другими государствами, а также ее претензиями на нефтеносный регион Киркук.

Стоит отметить, что модель конфедеративного устройства, предложенная Барзани, является действующей. С некоторыми оговорками она реализована в Боснии и Герцеговине, где также проживают три общины: боснийцы, сербы и хорваты. При этом, хотя страна и представляет собой конфедерацию, она управляется из единого центра Президиумом – коллективным органом, исполняющим роль главы государства, в который входят один босниец, один серб и один хорват. Попытка создать нечто подобное была предпринята и в Ираке, где после свержения Хусейна пост премьер-министра был закреплен за шиитами, президента – за курдами, а спикера парламента – за суннитами. Однако с приходом к власти премьер-министра Нури Аль-Малики в 2006 году начался демонтаж этой системы в пользу шиитов, которые в итоге заняли практически все руководящие посты.

По мнению многих наблюдателей, именно передел власти в пользу шиитов привел к суннитскому восстанию, которое стало почвой для появления "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Кроме того, трения с центральным правительством привели к еще большему обособлению Иракского Курдистана, который фактически стал квазинезависимым образованием на севере Ирака. Сам Аль-Малики ушел в отставку лишь в 2014 году, когда боевиками ИГИЛ был взят второй по размеру город страны – Мосул.

Его преемник Хайдер Аль-Абади с первых дней своего премьерства объявил главным приоритетом борьбу с коррупцией, однако дела не задались с самого начала. Сначала парламент ограничил властные полномочия премьера, сославшись на то, что при принятии решений тот не советуется даже с собственной партией, затем правительственный квартал Багдада захлестнули массовые демонстрации, участники которых требовали создать правительство беспартийных технократов, чтобы, наконец, побороть коррупцию и экономический кризис.

Хотя в итоге Аль-Абади согласился с требованием создать беспартийное правительство, убедить членов правящей партии "Дава" и других парламентских фракций оказалось не так просто – голосование по новому кабинету не прошло до сих пор, что, в свою очередь, привело к новым демонстрациям по всей страны. На фоне непрекращающегося политического хаоса президент Курдистана Массуд Барзани уже предложил провести в автономии референдум о независимости, чем вызвал жесткую реакцию Багдада.

Как бы то ни было, пока возвращение Мосула и создание Иракской Конфедерации кажутся не самыми ближайшими перспективами – для начала необходимо очистить территорию от боевиков "Исламского государства". В настоящий момент наиболее активные бои ведутся за Фаллуджу – город всего в часе езды от Багдада. Если же самопровозглашенный халифат все же удастся ликвидировать, то именно его бывшие земли, по большей части входящие в состав так называемого "суннитского треугольника", могут претендовать на вхождение в состав суннитского сектора.

Впрочем, появление такого образования в настоящий момент маловероятно: крайне сомнительно, что, едва вернув территории из рук суннитских экстремистов, шиитское правительство Ирака решит создать там суннитское государство. Против распада страны неоднократно высказывался сам Хайдер Аль-Абади, а также аятолла Али Хаменеи — верховный лидер соседнего Ирана, который оказывает иракскому правительству активную поддержку в борьбе с джихадистами. Хаменеи обвинил в попытках расколоть Ирак США и высказался за сохранение территориальной целостности этой ближневосточной страны.

"Нельзя позволять американцам обращаться с Ираком, как со своей лично собственностью и позволять себе открытые высказывания о дезинтеграции Ирака, — отметил Хаменеи. – Жители Ирака, шииты и сунниты, курды и арабы мирно жили вместе, но некоторые страны региона и некоторые иностранцы пытаются увеличить различия между ними".