Чем станет для ИГИЛ смерть "министра войны"?

Сообщение о смерти одного из главных руководителей террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) поступило в разгар операции иракских войск по возвращению города Рамади, который исламисты считают своей столицей. На что повлияет и что сможет изменить смерть главного вербовщика террористов?

Смерть "министра войны" террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) может серьёзно отразиться на военном положении самопровозглашенного "халифата", который и так терпит одно поражение за другим. Теперь, когда иракские войска начали масштабное наступление с целью вернуть Мосул – второй по величине город Ирака, который исламисты считают своей столицей, смерть руководителя такого уровня может иметь для боевиков фатальные последствия, считают иракские военные эксперты.

О том, что Абу Омар Аль-Шишани, известный также как Чечен, был убит в ходе битвы в районе Ширкат к югу от Мосула, сообщило новостное агентство "Исламского государства". Ранее СМИ уже заявляли о ликвидации Аль-Шишани – впервые известия о его смерти появились в марте, однако тогда его смерть не была подтверждена.

Аль-Шишани занимал в "Исламском государстве" пост "министра войны": будучи советником и близким соратником "халифа" Абу-Бакра Аль-Багдади он планировал и организовывал военные операции, а также вёл вербовочную деятельность, в основном на территории республик бывшего СССР.

По словам Хишама Аль-Хашими, который консультирует правительство Ирака в борьбе с исламистскими группировками, в марте Аль-Шишани действительно был тяжело ранен, однако выжил благодаря лечению в госпитале города Шират, расположенного в 250 километрах от Багдада. По его данным, лидер боевиков был убит в начале недели в ходе налёта американских самолётов, прикрывающих наступление иракской армии.

Ранее командующий международной коалиции против "Исламского государства", генерал-лейтенант Шон Макфарланд выразил уверенность, что её самолёты действительно нанесли удар по тому месту, где, по данным разведки, скрывался Аль-Шишани, однако отказался объявлять о его ликвидации.

"Мы немного консервативны в вопросах окончательного подтверждения, умер он или нет. Но мы определённо сделали свой лучший выстрел — заявил Макфарланд в Багдаде на встрече с журналистами, в шутку добавив, возможно, Шишани стал "Распутиным этого конфликта".

Теперь, когда выясняется, что никаким Распутиным Аль-Шишани не стал, перед "Исламским государством" встала задача его замены. При этом многие наблюдатели считают, что именно ради этой задаче о его гибели и объявили спустя четыре месяца, чтобы иметь время найти ему преемника. Однако, даже если это и так, этого времени не хватило, так как ИГИЛ пока не сообщает, кто займёт пост убитого руководителя в условиях массированного наступления на крупнейший город, который пока остаётся под контролем группировки.

Хишам Аль-Хашими уверен, что в лице рыжебородого кавказца группировка потеряла не только искушённого стратега, но и вербовщика, специализировавшегося на постсоветском пространстве. "ИГИЛ потеряло кое-что важное: харизму, которая у него была и помогала вдохновлять и соблазнять салафитов из Чечни, Кавказа и Азербайджана", — говорит эксперт. На вопрос, кого Пентагону нужно ликвидировать следующим Аль-Хашими ответил: "Им надо выяснить, к кому попало его портфолио".

По мнению наблюдателей, кем бы ни был преемник Аль-Шишани, он, скорее всего, будут чеченцем: якобы такое соглашение было достигнуто при вхождении в состав "Исламского государства" группировки "Армия моджахедов и ансар", состоящей в основном из русскоязычных боевиков. Именно русскоязычные бойцы и принесли славу Аль-Шишани, которому на момент гибели было всего 30 лет. По данным разведки, около тысячи боевиков, лично подчиняющихся Аль-Шишани, сыграли ключевую роль при захвате авиабазы Менг в Сирии в 2013 году, а также при взятии Мосула в 2014-м. О том, что русскоязычные бойцы играют в "халифате" важную роль, говорит и тот факт, что арабские надписи на захваченных территориях дублируются боевиками на двух языках: английском и русском.

Абу Умар аш-Шишани, родился в Грузии в 1986 году в семье грузина и кистинки (этнической чеченки). Его настоящее имя — Тархан Темурович Батирашвили. В 2009 году Батирашвили в составе грузинских вооружённых сил принимал участие в "пятидневной войне", однако вскоре был уволен из армии после того, как врачи обнаружили у него туберкулёз. В 2010 году он был осуждён за незаконное хранение оружия, и в тюрьме обратился к радикальному исламизму. В 2012 году Батирашвили был досрочно освобождён из заключения по болезни и вскоре уехал в Сирию, где принял новое имя и примкнул к "Исламскому государству".