Яковенко: в борьбе с расизмом главное – отказаться от двойных стандартов

Россия повысит свой ежегодный добровольный взнос в бюджет ВПП с 11 до 15 миллионов долларов
В Женеве участники конференции ООН против расизма приняли итоговую декларацию. Несмотря на скандал, которым была отмечена встреча, документ одобрили представители более ста стран. Подробнее о конференции и ее итогах в интервью каналу "Вести" рассказал глава российской делегации Александр Яковенко.

В Женеве  участники конференции ООН против расизма приняли итоговую декларацию. Несмотря на скандал, которым была отмечена встреча, документ одобрили представители более ста стран. Особую признательность за поиск компромиссного варианта организаторы конференции выразили России, которая занималась подготовкой проекта декларации. Подробнее о конференции и ее итогах в интервью каналу "Вести" рассказал заместитель министра иностранных дел России, глава российской делегации в Женеве Александр Яковенко.

- Александр Владимирович, здравствуйте!

- Добрый день.

- Как вы оцениваете принятие заключительного документа и какова его значимость?

- Вы знаете, российская делегация очень высоко оценивает принятие этого заключительного документа. Дело в том, что 8 лет назад в Дурбане международное сообщество сделало очень важный шаг к выработке общих подходов по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией и ксенофобией. Более того, решения Дурбана дались очень непросто, но это был прорыв, вселивший во многих надежду, что расизм может быть преодолен. Со времени Дурбана многое изменилось, конечно, в мире. Но расизм и этническая, религиозная нетерпимость, к сожалению, никуда не исчезли. И приходится констатировать, что эти социальные болезни продолжают мутировать и приобретать все более уродливые формы. Более того, два новых взаимосвязанных фактора - глобализация и мировой финансово-экономический кризис - лишь усугубляют эти негативные тенденции. И сейчас в ряде стран мы наблюдаем рост протекционизма и возникновение новых разделительных линий, всплеск ксенофобии, разобщенности и межэтнической напряженности. Заложниками этой ситуации становятся национальные меньшинства, наиболее часто сталкивающиеся с различными проявлениями дискриминации. И, конечно, тот документ, который был принят, - это очень важный политический итог работы, которая велась на протяжении последних нескольких лет. Это большой задел на будущее в борьбе с расизмом.

- Александр Владимирович, часть участников дискуссии, такие страны, как Израиль, США и ряд государств Евросоюза не приняли участие в конференции. Другие покинули зал во время выступления Махмуда Ахмадинежада. Как остальные участники форума отнеслись к этому?

- Вообще участники форума к этому отнеслись достаточно отрицательно. Дело в том, что те пагубные явления, о которых я говорил, - расизм, ксенофобия, нетерпимость, - проявляются во всех формах всей нашей жизни. Однако не все государства готовы это признать и адекватно реагировать на эти новые вызовы. И, конечно, разное отношение стран к этим явлениям сказалось и на их отношении к проведению конференции. Сегодня, когда мы приняли заключительный документ, председатель заявил, что бойкоты не помогают. Нужно быть конструктивно вовлеченным в дискуссию. Мы, конечно, рассчитывали, что эти государства вместо того, чтобы уходить с конференции, могли бы принять более активное участие в разработке и подготовке соответствующих документов. Но я думаю, что в любом случае ценность того, что мы приняли, за счет неучастия целого ряда стран, конечно, ни в коей мере умалять нельзя.

- Что ждет Россию и другие государства от итогов завершившейся конференции?

- Мы ждем того, чтобы нынешняя конференция дала мощный импульс консолидации усилий по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией. Главное сегодня – это отказаться от двойных стандартов. Это подход особенно деструктивен в такой деликатной сфере, как межэтнические и межконфессиональные отношения. Важно, чтобы все участники форума осознали свою ответственность за дальнейшее развитие событий. И проявили политическую волю для достижения взаимоприемлемых решений. Вот это, пожалуй, главное, что ожидаем мы и другие государства.

- А поднималась ли во время дискуссии тема неонацизма?

- Эта тема звучала. Кстати, Россия подняла эту тему. Потому что неонацизм существует не только как идеология, но и агрессивно проявляет себя на практике. Оскверняются, уничтожаются могилы и памятники павшим, наносятся оскорбления ветеранам. А нацистские преступники объявляются национальными героями. Прославление нацистов и их пособников, идей этнического и национального превосходства зачастую интегрируются в межконфессиональные взаимоотношения. И я должен сказать, что эта тема звучала, и уверен, что еще будет звучать в оставшиеся несколько дней, которые будет работать конференция.

- Какова на ваш взгляд значимость участия в конференции неправительственных организаций, какую роль они играют?

- Вы знаете, они играют не менее важную роль, чем государственные. Здесь аккредитовано несколько тысяч организаций. Параллельно идут форумы неправительственных организаций. Они выступают практически по всем аспектам повестки дня конференции. Должен сказать, что те заявления, которые звучат от неправительственных организаций, значительно жестче местами, чем то, что звучит на правительственном уровне. Но от этого, конечно, их значение не меньше, и, естественно, все, что будет изложено здесь неправительственными организациями, будет взято на заметку, на учет. В том числе и в работе верховного комиссара ООН по правам человека, который основывает свою деятельность на мнении и неправительственных организаций. Так что в ближайшие несколько дней мы услышим достаточно много различных точек зрения, в том числе и о ситуации на Ближнем Востоке, и в других точках мира.

- Александр Владимирович, спасибо за ваши комментарии.