Абракадабра: психологи объяснили, почему люди верят фокусникам

Психологи рассказали, почему люди "видят" то, чего нет на самом деле.

Психологи рассказали, почему люди "видят" то, чего нет на самом деле.
Фотография Global Look Press.

Учёные из Оксфордского университета проверили эксперимент, в котором людям показывали фокусы. В одном из них участвовал несуществующий предмет. Правда, некоторые зрители "увидели" и его. Психологи нашли причину такого явления.

Не секрет, что магические фокусы – это всего лишь ловкость рук. Фокусники часто отвлекают доверчивых людей во время исполнения своих трюков: например, вертят пальцами или производят щелчки. В последнее время учёные начали проводить исследования, которые могли бы объяснить, как такие довольно обыкновенные уловки обманывают мозг человека.

Кроме того, группе психологов из Оксфордского университета стало интересно, смогут ли фокусы заставить человека поверить, что несуществующий предмет исчез? Они разработали собственные трюки, чтобы прояснить этот вопрос.

Психологи пригласили к участию в эксперименте 420 участников. От них требовалось всего лишь просмотреть несколько коротких беззвучных видеозаписей на компьютере, а затем рассказать об увиденном.

Добровольцев разделили на пять групп, каждая из которых увидела серию видео с фокусами с монетами, мячом, фишкой для покера, шёлковый платком или карандашом.

В серии из пяти видео испытуемые наблюдали за человеком по имени Мюттью Томкинс (Matthew Tompkins) – это ведущий автор исследования с кафедры психологии Оксфордского университета. Оказалось, что он с 14 лет интересуется фокусами и даже не прочь сам выполнить некоторые трюки.

В первом, втором и четвёртом видео Томкинс действительно проделывал трюки с разными предметами. Третье видео демонстрировало простую манипуляцию – фокусник намерено показывал "немагическое" действие: клал предмет (например, монетку) в рот, чтобы проверить, насколько хорошо люди отличают фокус от манипуляции с предметом.

Самое удивительное происходило в пятом видео, где фокусник только изображал исчезновение предмета. В действительности же никакого предмета у него в руках не было.

Оказалось, что 32% испытуемых были убеждены в том, что "видели", как в пятом видео произошло исчезновение предмета. А 11% из них даже назвали этот несуществующий предмет (кто-то "увидел" монету, а кто-то – карандаш)

Кроме того, исследователи просили оценить сам трюк. Те, кто разгадал секрет пятого видео (догадался, что предмета не было), дали низкую оценку уловке, а те, кто был уверен в том, что предмет действительно исчез, поставили высокую оценку. Люди, которые назвали несуществующий предмет, оценил фокус максимально.

 

"Обыкновенные фокусы на самом-то деле сыграли значительную роль в развитии экспериментальной психологии. Люди, стоящие у истоков развития этой области, очень интересовались, как якобы магические фокусы могут манипулировать сознанием людей", — говорит Томкинс.

Но, продолжает он, несмотря на первоначальный интерес, до недавнего времени психологи игнорировали этот вопрос. "Ловкость рук приводит к заблуждению людей относительно расположения объектов, и появляется всё больше психологических исследований о том, как фокусники манипулируют нашим сознанием", — добавляет учёный.

Что же касается несуществующих предметов, Томкинс считает, что человек может "видеть" их потому, что путает свои ожидания с истинным чувственным опытом.

"Люди просто ждут ещё одно очередное видео с карандашом или монетой, и ожидание становится настолько ярким, что на самом деле принимается за реальный объект", — рассуждает психолог.

Изучение этой области может иметь важное практическое применение, замечает Томкинс. "Например, наша работа основывается на предыдущих исследования, которые показали, как свидетельства очевидцев могут разительно отличаться от действительности. И понимание того, как люди могут быть обмануты, может улучшить наши знания о том, как мозг человека создаёт сознательный опыт", — заключает учёный.

Статья по результатам исследования опубликована в научном издании Frontiers in Psychology.