Польские реваншисты продолжают нагнетать скандал вокруг памятника советскому солдату

Польские военные потребовали уничтожить памятник Неизвестному солдату в городе Люблине, установленный ещё в начале шестидесятых. Его уже демонтировали в рамках реконструкции площади, на которой он был расположен. Но, как оказалось, в Польше много тех, кого нервирует само существование монумента.

Польские военные потребовали уничтожить памятник Неизвестному солдату в городе Люблине, установленный ещё в начале шестидесятых. Его уже демонтировали в рамках реконструкции площади, на которой он был расположен. Хотели перенести на кладбище. Но, как оказалось, в Польше много тех, кого нервирует само существование монумента.

Памятник неизвестному солдату в центре Люблина убрали еще месяц назад. Формальный предлог — реконструкция площади, на которой он стоял. Остался лишь постамент, заколоченный досками. Безопасность ни при чем — возвращать изваяние на место польские власти не собираются. Скорее, таким образом, скрывают надписи. Советского воина-освободителя и любую память о нем пытаются вычеркнуть из польской истории.

План тотальной декоммунизации разработал Институт национальной памяти, а польское правительство в этом его горячо поддержало. В первую очередь он касается памятников воинам освободителям. Неприкосновенными остаются лишь те, которые установлены на воинских кладбищах. Но даже братские могилы вне погостов подлежат эксгумации, а памятники над ними — демонтажу.

Судьба всех снесенных изваяний одна — консервация, или, если повезет — экспозиция в так называемых "музеях", которые уже прозвали "кладбищем памятников". Но, что касается именно люблинской скульптуры, то ее и вовсе потребовали стереть в порошок — в буквальном смысле. Активисты Союза армии крайовой призывают местные власти уничтожить уже разобранный по частям памятник, а "мусор от него выбросить на ближайшую свалку". Обращение изобилует кричащими определениями. Памятник это и "реликт советского порабощения", и "коммунистическая интерпретация истории". Пока в городской ратуше возможность уничтожения отрицают, но и исключить такой исход событий тоже нельзя. Последнее слово будет за Комитетом охраны памяти битв и мученичества — именно этот орган ведет реестр советских памятников. Если комиссия решит, что это не произведение искусства, а просто гранитная глыба, то отбойные молотки действительно могут пустить в дело.