Снижение численности диких пчёл связали с использованием инсектицида

Поле, на котором произрастает масличный рапс.

Поле, на котором произрастает масличный рапс.
Фотография Heather Lowther/Centre for Ecology & Hydrology.

Учёные из года в год фиксируют снижение количества диких пчёл и пытаются понять, в чём причина "упадка". Уже понятно, что вина лежит на целой совокупности причин. Теперь же впервые были найдены доказательства того, что действительно серьёзный вред наносит применение инсектицидов.

Снижение популяции диких пчёл по всей сельской местности Англии за последние девять лет совпало с применением химических веществ под названием неоникотиноиды (neonicotinoids). Ими обрабатывают сельскохозяйственные культуры, которые среди прочего служат кормовой базой для пчёл, говорят экологи.

Учёные, опубликовавшие исследование в журнале Nature Communications, впервые связали применение инсектицидов, вызывающих множество споров, со снижением многих видов пчёл в реальных условиях. Ранее научные работы уже показывали воздействие инсектицидов на пчёл в лабораторных условиях, или на несколько видов пчёл на небольшом количество полей в течение нескольких недель, но не было никаких убедительных доказательств, связывающих их с долгосрочными потерями в численности диких видов пчёл.

"Наши результаты показывают, что неоникотиноиды вредны для диких пчёл. Теперь мы в этом окончательно уверены", — говорит один из авторов исследования Ник Исаак (Nick Isaac) из Центра экологии и гидрологии Научно-исследовательского совета по охране окружающей среды Великобритании.

Результаты исследования вновь подняли вопрос, нужно ли запрещать или ограничивать применение широко использующихся на сегодняшний день химических веществ. Цель – попробовать восстановить популяцию диких пчёл.

В настоящий момент популяции многих видов пчёл по всему миру находятся в упадке. По словам другого эколога из этого же центра Бена Вудкока (Ben Woodcock), с проблемой вымирания пчёл помимо неоникотиноидов связывают также и глобальное потепление, и потеря сред обитания, и различные паразиты, а также другие инсектициды.

Европейский союз ввёл временный запрет на использование трёх неоникотиноидов – клотианидина, имидаклоприда и тиаметоксама – в большинстве случаев. Но многие производители химической продукции и фермеры уверяют, что альтернативные вещества не так эффективны в борьбе с вредителями. По этой причине в прошлом году Великобритания сняла запрет, аргументируя это "чрезвычайными правилами", позволяющими использовать инсектициды, и только там, где посевы в наибольшей степени подтверждены риску.

В Великобритании фермеры смогли лицензировать использование неоникотиноидов для лечения семян масличного рапса (Brassica napus) в 2002 году. Начиная с 2011 года, четыре из пяти таких семян перед посадкой обрабатываются этими веществами. Исаак и его коллеги изучили местные записи о популяции некоторых из 62 видов диких пчёл с 1994 по 2011 годы.

После 2002 года специалисты наблюдали снижение численности пчёл в среднем на 13 процентов по всем местам обитания насекомых. Однако именно те виды пчёл, которые собирают пыльцу и нектар на полях, на которых растёт масличный рапс, пострадали больше других.

Опираясь на полученные данные, учёные подсчитали, что неоникотиноиды ответственны за снижение распространения пчёл на 7% – а это около половины от общего падения. Но в случае насекомых, кормящихся на полях масличного рапса, инсектициды могут быть причастны к десятипроцентному палению численности пчёл.

"Виды, которые пострадали больше других, сократили свою численность и вовсе на 30 процентов", — говорит Исаак.

 

Новые результаты стали ещё одним доказательством в пользу того, что неоникотиноиды также виновны (помимо прочих факторов) в исчезновении пчёл, говорит Кристофер Коннолли (Christopher Connolly) из Университета Данди.

Исследование не показывает причинно-следственную связь между использование неоникотиноидов и снижением численности диких пчёл, отвечаает на это представитель компании Bayer Crop Science Уц Клагес (Utz Klages). Нетрудно догадаться, что Bayer Crop Science — один их мировых производителей неоникотиноидов. В компании долгое время утверждали, что доказательств того, что инсектициды могут навредить пчёлам, сильно ограничены.

Однако Ричард Пайуэлл (Richard Pywell), эколог из того же Центра экологии и гидрологии, который также участвовал в исследовании, утверждает, что корреляция между применением инсектицидов и снижением численности пчёл — это вполне убедительные доводы.

По его словам, он не может дать ЕС рекомендации, должен ли он продлить свой запрет на неоникотиноиды или нет. "Наша задача не думать о политике, а предоставлять независимые доказательства для ЕС и властей Великобритании", — говорит он.

Вудкок считает, что проблема политиков заключается в том, что им необходимо найти баланс между борьбой с вредителями сельскохозяйственных культур и сохранением здорового разнообразия опылителей, таких как пчёл. "Мы также должны рассмотреть последствия действия любых пестицидов, используемых вместо неоникотиноидов", — добавляет он.

 

Добавим, что ранее другие исследования показали, что неоникотиноиды опасны для человеческого мозга, а инсектицид ДДТ приводит к увеличению риска развития рака груди.