"Городские технологии": новая модель управления наземным общественным транспортом

Пока вся Москва обсуждала последствия августовских ливней, автобусы как-то неожиданно перешли на осенне-зимнее расписание движения. Связано это не с увеличением пассажиропотока, а с тем, что город внедряет принципиально новую модель управления наземным общественным транспортом.

Пока вся Москва обсуждала последствия августовских ливней, автобусы как-то неожиданно перешли на осенне-зимнее расписание движения. Связано это не с увеличением пассажиропотока – все же отпускной и дачный сезоны еще продолжаются, а с тем, что город внедряет принципиально новую модель управления наземным общественным транспортом, которую и нужно отработать до сентября. Что ждет дачников и отпускников по возвращении в столицу, разберемся вместе с заместителем мэра Москвы Максимом Ликсутовым.

В минувшие выходные по улицам центра Москвы колонной проехали ретро-автобусы. Фестиваль раритетной техники собрал 40 тысяч зрителей и был приурочен к очередной годовщине начала регулярного автобусного сообщения в столице. В одном из таких автобусов наша съемочная группа и встретилась с главой транспортного комплекса Москвы. Разговор, впрочем, шёл не об истории, а о глобальных реформах в области наземного транспорта столицы. Так, 2016 год станет рекордным по обновлению городского автобусного парка.

"Москвичи получат 2,5 тысячи новых автобусов в течение одного года. Никогда на протяжении всей истории Российской Федерации не менялось в таком количестве подвижного состава. Такого парка с точки зрения возраста, 4-4,5 года, нигде в Европе нет, ни в одной из крупнейших столиц. Некоторые китайские города приближаются к этой цифре, но в Европе, если взять столицы — там примерно возраст 6-9 лет. В Москве – 4,4,5 года. У нас самый новый, самый безопасный автобус в Европе", — утверждает руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов.

Около десяти миллиардов рублей в обновление автобусного парка инвестируют частные перевозчики, с которыми Москва подписала пятилетние контракты на "выполнение транспортной услуги". 15 августа город окончательно перешел на новую модель управления наземным общественным транспортом. По сути, речь идет о конце эпохи маршрутных такси. Частники перестают конкурировать с "Мосгортрансом" и встраиваются в единую систему перевозок пассажиров.

"Мы старались выполнить модель, которая работает во многих мировых городах: когда на одном маршруте работает один перевозчик, но основную задачу, которую мы при этом должны были решить – чтобы качество обслуживания, регулярность, количество мест, оно только улучшалось – чтобы автобусы приходили более вместительные, более современные, чтобы там работала климатическая установка, чтобы там было комфортно и в жару и в холод, и чтобы автобусы часто приходили и быстро двигались по городу", — продолжил Максим Ликсутов.

Вот она – маршрутка нового формата. Ярко-синяя расцветка кузова, на входе в салон – валидатор. Если перевозчик не принимает городские билеты – знайте, что он теперь вне закона. Внутри достаточно комфортно. Работает климатическая система. На электронное табло выводится информация о графике движения автобусов. Это еще одна важная новация – частники теперь работают не по наполняемости салона, как раньше, а строго по расписанию, которое утвердил город. По большому счету, пассажиры не будут понимать, кто их перевозит – частник или "Мосгортранс".

"Каждый автобус оснащен дублированной системой ГЛОНАСС, которая передает в онлайн режиме в наш центр, в ЦОДД. Каждые семь секунд мы получаем сигнал от машины. Если она отклонилась от расписания, если она долго стоит на остановке, если она сломалась — мы это получаем в онлайн режиме. Если мы видим поломку, немедленно наши диспетчера дают команду о выходе резервной машины. Потому что по госконтракту перевозчики должны иметь 10% машин в резерве. Мы это проверяем, видим, что эти машины есть. Что водители под них есть. В случае любых изменений мы имеем возможность выпустить дополнительные машины", — пояснил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов.

По условиям госконтракта перевозчики закупают автобусы большой и средней вместимости. Общее количество посадочных мест в результате обновления подвижного состава вырастет на тридцать процентов.

Возможно, первое время автобусы будут ходить полупустыми, но это сделано намеренно.

"Мы должны доказать москвичам, что есть альтернатива, что автобус действительно свободный, он четко приходит по расписанию, и наверное, в течение полугода или года житель города примет решение поехать на городском транспорте. Если вы проезжаете на личной машине и видите полностью заполненный автобус без свободных мест, вряд ли у вас будет мотивация оставить машину и пересесть на автобус. А если автобус будет обгонять вашу личную машину по выделенной полосе, и там есть свободные места, вы видите, что автобус чистый, что водитель пристегнут, опрятно одет, конечно, у вас будет мотивация – почему бы нет, попробовать пересесть на общественный транспорт", — уверен Максим Ликсутов.

Если вы еще не воспользовались советом заммэра и продолжаете эксплуатировать личный автомобиль, можете смело приезжать в центр города. Июньских и июльских пробок здесь уже нет. Движение после реконструкции полностью открыто на двадцати улицах. Это Охотный ряд, Моховая, Манежная, Тверская улица, Новый Арбат, Знаменка и Воздвиженка с примыкающими к ним переулками, Театральный проезд, бульвары – Никитский и Тверской, Черниговский переулок.

На всех остальных участках центра города работы будут закончены до конца августа.

Общие изменения для всех реконструированных улиц — это выравнивание проезжей части ("лишние полосы" отдали пешеходам), а также приведение дорожной разметки к единым стандартам. Ширина автобусной полосы составляет теперь три с половиной метра, остальных полос – 3 метра 25 сантиметров. Опыт прошлых лет говорит, что реконструкция улиц положительно сказывается на ситуации с трафиком.

"Могу сказать, что на этих улицах скорость движения личного транспорта выросла от 5 до 15%. А аварийность на этих улицах снизилась на 30%. Это показатель того, как программа "Моя улица" крайне позитивно влияет на безопасность и скорость движения в городе и ,конечно, на работу наземного транспорта. Много говорят, что вот мы пытаемся выдавить водителей с улиц города – это абсолютно не так. То есть, для личного транспорта никаких ухудшений не будет. Наоборот, за счет сужения и приведения к единой линейке полос движение будет только лучше", — считает руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов.

Для благоустроенных улиц разрабатывают новую маршрутную сеть общественного наземного транспорта.

До конца августа в центре города появится семь километров новых выделенных полос – на Моховой, Охотном Ряду, Театральном проезде, на Таганской улице, Серафимовича, а также на отрезках Малой Дмитровки и Садовой-Триумфальной улиц. От Лубянской площади до Большой Якиманки автобус пойдёт навстречу одностороннему автомобильному потоку. 3-D графика Это самый ожидаемый проект реорганизации движения последних лет. Чтобы минимизировать риск аварий, от встречного потока выделенку оградят специальным бордюром.

"Для того чтобы подготовить этот проект, занимались им два года с ведущими экспертами, которые профессионально занимаются организацией дорожного движения, безопасностью движения. Мы потратили сотни часов времени, для того чтобы моделировать, делали несколько сценариев развития этой инфраструктуры и в итоге выбрали вариант, который, мы уверены, будет самый правильный, самый безопасный и максимально удобный для пассажиров городского транспорта. Мы ожидаем до 50% дополнительных пассажиров – точно будет. Мы в этом не сомневаемся. Это произойдет, конечно, не одномоментно, не сразу. Но в течение 5-6-ти месяцев это произойдет", — сообщил Максим Ликсутов.

Такси тоже в какой-то степени является общественным транспортом, хоть и более дорогим. На реконструированных улицах делают вот такие карманы – возле торговых центров, гостиниц, театров... Всего около восьмидесяти машиномест специально для авто с шашечками.

Что же касается парковочных мест для обычного транспорта – индивидуального – то их в результате благоустройства становится меньше. Не намного – всего на три процента – но тем не менее…

"Количество парковочных мест, действительно, несколько сокращается, но как вы знаете, у нас в городе огромный дефицит проезжей части. И дилемма либо стоять, то есть отдать пространство под стоящие автомобили, либо ехать – уверен, что 90% автомобилистов скажет, конечно, нужно пространство, чтобы ехать", — отметил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов.

Если все же рискнёте бросить машину под знаком, и ее заберет эвакуатор, возможно, вас слегка утешит новость о введении в Москве нового принципа "постоплаты". Раньше, чтобы забрать машину со штрафстоянки, нужно было на месте оплатить услугу эвакуации. Теперь же перечислить деньги можно в течение 60 дней с момента нарушения. Правда, для тех, кто платит сразу, город ввёл 25-процентную скидку.

"На сегодняшний день с начала появления такой возможности у нас примерно 85% автомобилистов оплачивает по-прежнему все штрафы и стоимость хранения непосредственно на стоянке. Примерно 15% автомобилистов уезжает и собирается оплачивать это в течение 60-ти дней. Это право выбора – каждый выбирает удобный для себя вариант. Но мы, конечно, рекомендуем платить сразу", — рассказал Максим Ликсутов.

Главная транспортная премьера… даже не этого года, а последнего десятилетия – запуск Московского центрального кольца, сокращённо — МЦК.

Поезда на новой железнодорожной магистрали пока курсируют в тестовом режиме. Но уже в сентябре здесь откроют пассажирское движение.

"Это дополнительная 14-я ветка для московского метрополитена, которая будет на первом этапе интегрирована с пересадками и в течение 2017-18 года – это дополнительные пересадки как с метрополитеном, так и с радиальными направлениями железной дороги. Москвичи получат инфраструктуру сравнимую с Транссибом для всего Советского союза. То есть, мы оцениваем этот проект как Транссиб для москвичей. Мы получим кольцо с провозной способностью 300 млн. пассажиров в год — это только на пятивагонных поездах. При желании мы можем увеличить в два раза этот показатель. И коллеги из РЖД провели гигантскую работу, создав в центре горла такую инфраструктуру для москвичей", — заявил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов.

2016-й год, несомненно, войдет в историю транспортного развития Москвы. Такого количества прорывных проектов в области общественного транспорта не было без всякого преувеличения уже несколько десятилетий. Как эти изменения воспримут пассажиры – скоро увидим.