Московские школы – в десятке лучших в мире

В российских школах начался учебный год. Уже много лет не утихают разговоры о том, что образование у нас становится все хуже, продолжаются споры вокруг ЕГЭ. Проблемы есть, и их решают.

В российских школах начался учебный год. Уже много лет не утихают разговоры о том, что образование у нас становится все хуже, продолжаются споры вокруг ЕГЭ. Проблемы есть, и их решают. Однако 1 сентября стали известны результаты международного рейтинга PISA (Programme for International Student Assessment). Московские школы вошли в десятку лучших в мире по грамотности и знанию математики. Позади в рейтинге остались и американские школы, и школы большинства европейских стран.

Как и чему учат в московских школах?

Полное погружение в учебу — нужно не просто построить дамбу, но и изучить состав воды и даже принципы судоходства. Задача для третьеклассников.

Уроки выходят за пределы класса, знания — за рамки учебников, отдельных предметов и расписания. В Столичной гимназии, например, не классы, а единый поток, 120 человек, у каждого свой план занятий и научный проект.

Десятиклассник Герман на стыке биологии и химии изучает влияние эталона на организм, а Катя конструирует трехмерные шахматы.

"Сегодня не так актуальны какие-то академические задачи и уравнения, а применение знаний в области математики, в решении практических задач. Мы это наблюдаем и в формате заданий ЕГЭ, и в других независимых диагностиках", — отметила Ирина Патрикеева, директор Государственной столичной гимназии, заслуженный учитель РФ.

Эффективность такого подхода показало недавнее исследование PISA — крупнейшей международной программы по оценке учебных достижений. Исследование стало крупнейшим из когда-либо проведенных в городах мира: 42 тысячи учеников и почти все московские школы. Им выставили оценку за грамотность. Но к орфографии и пунктуации это не имеет никакого отношения, то, что на языке современных педагогов называется "функциональной грамотностью", то есть умение применять знания в реальной жизни.

"Сто школ, которые по рейтингу Москвы являются лучшими, заняли лидирующее место по читательской и математической грамотности, обойдя Сингапур, Финляндию, Соединенные Штаты Америки, Великобританию. А все школы Москвы вошли в десятку, — рассказал Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования.

"Пример с PISA — очень хороший повод задуматься над тем, а не слишком ли часто мы себя ругаем. Давайте не забывать, что у нас, несмотря на большое количество проблем, очень хорошее образование. И я очень счастлив, что московские ребята, которые через 7-10 лет будут полноценными гражданами этой страны, доказали это", — сказал Антон Молев, председатель комиссии Мосгордумы по образованию.

В московской школе №2030 уже во втором классе — навыки работы с микроскопом и даже азы химии — дети будут отливать собственные монеты. На вес золота не только знания, но, конечно, и оснащение.

"Солнечный город" знаний в Нальчике – классы, как залы суда или суперсовременные биолаборатории.

Новейший образовательный комплекс, открывшийся в Екатеринбурге, крупнейший в регионе. Кабинеты технологии — с оборудованием для обработки дерева и металла. Спортивный кластер — с бассейном и тренажерным залом. Его посещение теперь в школьной программе. Библиотека — целый информационный центр.

Машина времени уже запущена на новой смене в "Сириусе" в Сочи. Десять образовательных программ во всех областях знаний. Ребят приветствует президент Курчатовского института Михаил Ковальчук — он был среди тех, кто с самого начала поддержал идею создания этой площадки для одаренных детей. А недавно ученые проводили мастер-классы для новой смены.

"Нанотехнологии — предтеча, ступень к новому укладу, и сейчас мы — одна из первых стран, которая стоит на входе в это сложное будущее. И эта молодежь — залог нашего успеха" – уверен Ковальчук.

В Москве 37 школ участвуют в Курчатовском проекте. Это суперсовременные лаборатории, где одновременно химия, физика, биология и география. Старшеклассников сюда тянет как магнитом, чтобы изучать волновые колебания по узорам кварцевого песка или строить 3D-модели с помощью наноэдьюкатора.

"Если мы посмотрим на образование в 5-6 классах, то сможем внедрить основы физики, химии, других предметов естественно-научного профиля. Мне кажется, это тот самый потенциал развития, который нам поможет двинуться хорошо вперед", — считает Павел Кузьмин, директор Московского центра качества образования.

Смоделировать собственное будущее уже в десятом классе легко, если класс инженерный. Их набрали уже 50 столичных школ. Учителя -преподаватели вузов, физики и математики в неделю вдвое больше, чем в обычной школе, а в расписании даже инженерная графика — предмет первого курса института.

Тесная связь с кафедрами, лучшие лаборатории и вообще все, что может предложить крупнейший вуз и научный центр страны, — все это Университетская гимназия МГУ, которая 1 сентября открылась в Москве. Сюда по строгому конкурсу набрали сто одаренных детей со всей страны.

"Я бы пожелал ребятам быть всесторонне развитыми и, главное, трудиться и трудиться. Молодые годы даны для того, чтобы сформировать себя, а потом на этой базе достигать вершин", — подчеркнул Виктор Садовничий, ректор МГУ.

Главное, что сейчас для этого есть все условия.