"Антонов" пытается посадить российские "Русланы"

Президент украинского авиастроителя "Антонов" Александр Коцюба сделал громкое заявление. Пообещал закрыть воздушное пространство всего мира для российских самолетов, которые долгое время проходили техобслуживание именно на Украине. Теперь же российские компании пытаются уйти от "Антонова".

Президент украинского авиастроителя "Антонов" Александр Коцюба сделал громкое заявление. Пообещал закрыть воздушное пространство всего мира для российских самолетов, которые долгое время проходили техобслуживание именно на Украине. Теперь же, по словам Коцюбы, российские компании "предпринимают активные попытки уйти от "Антонова". В частности, недавно стало известно, что взять на себя сервисные функции готов российский авиационный комплекс имени Ильюшина. То есть от сотрудничества с украинской стороной могут отказаться. И, в принципе, понятно, почему. Главное — соображения безопасности. Нынешних ресурсов "Антонова" просто не хватает для регулярных и оперативных сервисных работ.

Не хватает украинской корпорации и денег. Финансирование нестабильное. Видимо, именно поэтому в подвешенном состоянии — переговоры с Китаем. В руководстве "Антонова" сначала договорились с Пекином о продаже прав на производство транспортного Ан-225. А потом внезапно передумали. Начали торговаться и настаивать на совместном строительстве. Ко всему прочему появился риск остаться без контрактов с Россией.

Надо сказать, что самолетов "Антонова" в парках российских перевозчиков — немало. А один борт украинского производства есть у МЧС.

Громкое заявление руководитель компании "Антонов" сделал после сообщений о возможном выводе их летающей продукции российскими эксплуатантами из-под технического сопровождения компании.

"Они (Россия) могут у себя внутри страны корректировать эти правила, законы, как угодно. Другой вопрос, что мы как разработчик имеем право поставить запрет на полеты их самолетов вне России. Конечно, мы поставим, потому что это имидж компании, это наши самолеты, которые создавались здесь", — подчеркнул президент ГП "Антонов" Александр Коцюба.

Причина проста: самолеты делали в одноименном КБ, а значит, именно там в них разбираются лучше всех. И никто другой, как считают в Киеве, гарантий на ремонт и безопасность последующих полетов дать не сможет. Именно это и написано в официальном заявлении компании: "Антонов" снимает с себя ответственность.

И вот тут самое интересное: про запрет на полеты — ни слова. Более того, официальное письмо от пресс-службы компании, "некоторые СМИ распространяют информацию о том, что ГП "Антонов" будет добиваться запрета на международные полеты самолетов Ан. Заявление не соответствует действительности".

Выходит, Александр Коцюба, как сообщил нам пожелавший остаться неназваным сотрудник пресс-службы, просто погорячился.

"Имеется ввиду, что мы всех оповестим, проинформируем всех, что больше не отвечаем за безопасность. По идее, следующим шагом будет запрет на эксплуатацию. Он неточно выразился, это недоразумение", — пояснили в пресс-службе украинского авиаконцерна.

Пока в "Антонове" разбираются, кто правее: директор или пресс-служба, осадочек, что называется, остается. Запретить полеты напрямую в компании не могут: распоряжаться чужим имуществом в чужих странах – не настолько велико могущество КБ. Но вот создать проблемы пользователям "Антонову" вполне по силам.

"Они могут понудить другие страны требовать у России гарантий безопасности, то есть нам придется проводить дополнительные экспертизы. Но реализовать свою угрозу компании будет достаточно сложно", — поясняет юрист Владимир Постанюк.

Спор идет об одной модели – Ан-124 "Руслан". Это самый большой в мире серийный грузовой самолет. Может перевозить 120 тонн. Из знаменитых маршрутов, например, поставка комплекса С-400 на российскую базу Хмеймим. Крупнейший эксплуатант "Русланов" — компания "Волга-Днепр". В ее ангарах — 12 бортов, каждый пятый из произведенных. В заботе Киева о безопасности полетов есть известная доля лукавства. Те же "Русланы" много лет успешно делали и модернизировали в Ульяновске. Да и сама машина в строю уже тридцать лет – секреты для инженеров там найдутся едва ли.

В мае 2015 года правительство Украины разрывает договор о военно-техническом сотрудничестве с Россией. В июне 2016 года президент Украины Петр Порошенко денонсирует соглашения об организации военных межгосударственных перевозок. А в сентябре, по решению Киева, "Антонов" выходит из совместного украино-российского предприятия. В таких условиях желание России не зависеть больше от соседей вопросов не вызывает.

Кстати, в военно-воздушных силах Украины есть, например, Ми-8, Ми-24 или Ил-76. Причем далеко не дюжина бортов. И кому будет хуже, если по эту сторону границы решат ответить симметрично, гадать не приходится.