Агрессивное ханжество. Реплика Николая Сванидзе

Скандал с выставкой знаменитого фотографа Джока Стерджеса в Центре фотографии братьев Люмьер в Москве. Выставка закрыта по решению организаторов. Решение вынужденное. Причина — обвинение в порнографии и педофилии. Джок Стерджес — американский фотограф, снимающий обнаженную натуру.

Скандал с выставкой знаменитого фотографа Джока Стерджеса в Центре фотографии братьев Люмьер в Москве. Выставка закрыта по решению организаторов. Решение вынужденное. Причина — обвинение в порнографии и педофилии. Джок Стерджес — американский фотограф, снимающий обнаженную натуру. Он всемирно известен. Его работы экспонировались во всем мире.

В субботу 24 сентября в соцсетях появилось сообщение некоей блогерши, что на выставке в Москве демонстрируются фотографии обнаженных детей. Немедленно сенатор Елена Мизулина и уполномоченная по правам детей Анна Кузнецова направили запросы в прокуратуру. Затем на выставку приехал председатель движения "Офицеры России" и член Общественной палаты Антон Цветков. Он заявил, что Стерджес привлекался в США к ответственности и что даже если в снимках нет ничего запретного, не совсем правильно, что такая выставка проходит в трех минутах от Кремля.

Антон Цветков в чем-то прав, а в чем-то нет. Прав он в том, что на снимках действительно не оказалось ничего запретного. Порнуха не обнаружена. Организаторы выставки, люди опытные, хорошо представляли общественно-политический контекст и выбрали совершенно невинные фотоснимки. Сыр-бор был поднят из-за работ, которые в Москву не приехали. А неправ господин Цветков, что Стерджес привлекался к ответственности. Он не привлекался. Его пытался привлечь один крайне консервативный американский пастор, но не получилось.

Не совсем, конечно, понятна и повышенная озабоченность по поводу территориальной близости выставки к Кремлю. Как будто господина Цветкова больше беспокоят не дети, а обитатели Кремля. Итак, на выставке ничего запретного не обнаружили. Мало того, на нее был допуск 18+. Но всё равно надавили так, что организаторы сочли за благо ее закрыть. У Центра братьев Люмьер собрались десятка полтора ребят из молодежного крыла "Офицеров России" в одинаковых фирменных куртках. То есть, бюджет имеется.

И еще какие-то люди повзрослее, в камуфляже. Они заблокировали вход. Господин Цветков по этому поводу сказал: "Мы таким же образом, выстроившись в живую цепь, добивались недавно закрытия нелегальной плодоовощной базы. Потом, когда выставка была уже закрыта, похоронена, Антон Цветков сжалился над покойницей, и обвинил во всем блогершу, которая подняла эту волну. Блогерша- то хороша, но сам Цветков сыграл в этой в прямом смысле грязной истории более весомую роль.

Мало того, что совершенно легальная выставка работ всемирно знаменитого фотографа была, в результате, закрыта как нелегальная плодоовощная база. Внутрь проник представитель радикальной молодежной организации и облил выставленные работы и окружающих мочой из бутылки. Его задержали, завели дело о мелком хулиганстве.

Это не первый случай такого рода. Был вот вандализм на выставке в Манеже с участием сделавшего себе имя на подобного рода хулиганских акциях Дмитрия Энтео. Он и сейчас, вроде бы, собирался поучаствовать, но не успел, ему должно быть обидно. То есть, можно уже говорить об определенной системе, о стилистике незаконного силового давления, как бы от имени общества. Я не буду говорить о репутационной составляющей для страны, которую неизбежно несут такого рода действия. Для нашей страны, культура которой всегда, в самые разные времена, отличалась высокой степенью внутренней свободы.

У меня вопросы более простые, и их всего два. Прежде всего, почему не органы власти, не полиция, не суд, а некие представители некоей общественной организации решают, какие выставки можно проводить, а какие нет? От чьего имени они действуют, чье мнение транслируют? Не означает ли это, что государство щедро делится своими неотъемлемыми полномочиями с кем ни попадя?

И еще. Если у нас такая теперь проблема — если наша духовность последнее время вдруг болезненно реагирует на обнаженную натуру, то давайте решать последовательно и фундаментально. Не пора ли нам разобраться со всем мировым и отечественным искусством? С античными гениями, гениями Возрождения. С их Апполонами и Давидами, Венерами и амурами, которые все, как один, голые и с причиндалами.

Да и наши хороши. У художника Иванова — официально довожу до сведения прокуратуры — на картине "Явление Христа народу" — картина большая, крупная — на переднем плане голый мальчик. У советских художников Дейнеки, Петрова-Водкина на их патриотических полотнах сплошные голые дети. У Шишкина голые маленькие медвежата лазают по бревну. У Серова "Девочка с персиками". Это какие такие персики у девочки? Во-первых, чьи это персики, чьего сельхозпроизводителя, а, во-вторых, на что художник намекает? ВТретьяковке, в Пушкинском, в Эрмитаже, в Русском музее, в каждом зале сплошной разврат и порнография.

Есть такое слово — ханжество. Бывает и агрессивное ханжество. Изображать общественное возмущение и закрывать выставки, конечно, и проще, и ярче, чем, скажем, бороться с семейным насилием и следить за состоянием детских домов. Порнуху искать — дело веселое. Кто ее всюду ищет, тот ее всюду и видит. Как тот солдат, который во всяком предмете видел женскую грудь.