Тема:

Умер Анджей Вайда 43 месяца назад

Анджей Вайда. Режиссер своего времени

Анджей Вайда. Режиссер своего времени

В Польше на 91-м году жизни скончался всемирно известный режиссер Анджей Вайда. За полвека в кинематографе он снял свыше 40 картин. Главными в его творчестве стали трагические страницы истории Польши. Его фильмы тайком вывозили на Венецианский фестиваль, а после успеха запретить уже не смогли.

За 90 лет пан Анджей пережил не одну эпоху. И снимая потом о них фильмы. Он всегда искал современного им героя. "Как у Лермонтова", — говорил Вайда. Это мог быть художественный образ забытого всеми передовика производства — "Человек из мрамора" или реальный протестный лидер Лех Валенса, как в "Человеке из железа".

Отец-военный расстрелян НКВД в 40-м, но в фильме "Катынь" героем злого времени, на фоне которого прошла юность Вайды, оказывается советский офицер, спасающий польскую семью от ареста. Впрочем, образ Родины, как жертвы, вечно зажатой в жерновах истории между Востоком и Западом, его категорически не устраивал.

"Я уверен, что здесь нет врагов России, — говорил Анджей Вайда. — Есть только политики и политические спекулянты, которые для достижения своих политических целей пробуют создать впечатление, что полякам с обеих сторон что-то угрожает: "Здесь немцы — будьте осторожны, а тут россияне, которые вам тоже добра не желают". Они часто выдвигают аргумент, что мы идем в Европу, ничего не имея. В Европе есть мощная немецкая культура, французская культура, не говоря уже о российской. У каждого есть что-то свое, а мы, мол, растворимся, расплывемся. Вместо того чтобы подумать, что сделать, чтобы мы были кем-то".

"Кто мы такие — поляки?" — как будто всю жизнь спрашивал себя Вайда. И отдав, конечно, дань классике — в первую очередь, любимому Достоевскому, режиссер по большей части работал с национальным материалом, что, собственно, и сделало его в итоге самым известным поляком, обладателем коллекции "Пальмовых ветвей" и "Оскара".

Впервые фестивальная публика заговорила о нем после фильма "Канал" о восстании в варшавском гетто, а вскоре был не менее успешный "Пепел и алмаз" со Збигневом Цибульским в главной роли. Это о том, как только что победив общего врага в лице фашизма, поляки снова готовы убивать, на этот раз друг друга. Скользкие темы — в общем, только они и интересовали Вайду, хотя кинематограф для него был не только инструментом психологического исследования, но и способом высказаться политически. В 82-м, как раз после "Человека из железа", ему даже пришлось эмигрировать во Францию, где был снят "Дантон", и в истории последних дней жизни этого трибуна французской революции, отправленного соратником Робеспьером на гильотину, критики увидели отражение недавней польской весны.

Да, антисоветчик, еще ярче — антисталинист, но кем пан Анджей никогда не был, хотя спрос в последние годы на это вырос, — так это русофобом. Два старинных друга и единомышленника — Вайда и Валенса — не заставили себя уговаривать, когда "Вести" попросили их об интервью после нападения на российское посольство в Варшаве в ноябре 2013 года.

"В Польше есть группа футбольных хулиганов — их можно переловить, но за ними стоят политические силы, которые используют их для создания общественного резонанса, — сказал тогда Анджей Вайда. — Если бы не было нападения на российское посольство, да на них не обратили бы внимания".

Власть никогда не знала, что ждать от Вайды. Он всегда был сам по себе. И это принцип унаследовали лучшие представители польского кинематографа, который с Вайды, собственно, и начался. Единственный период времени, который он безоговорочно романтизировал, — это 14 месяцев профсоюза "Солидарность". И в конце жизни он снова вернулся к этой теме в фильме "Человек из надежды". Ему казалось, что надежды не сбылись — все идет как-то иначе, но все равно не так.

"Я бы попросил об одном: чтобы поляки еще раз, как во время "Солидарности", объединились, — говорил Анджей Вайда. — Чтобы исчезли все эти политические глупости, национализм, чтобы все это пропало, чтобы мы снова были вместе, чтобы знали, чего мы хотим, любили друг друга и верили, что перед нами лучшее будущее. Я хотел бы дожить до такого момента, но мне кажется, что этого не случится. Такие моменты выпадают на долю не каждого поколения, не говоря о том, чтобы пережить такое дважды".

Анджей Вайда признавался, что сейчас не видит героя нашего времени. Но глядя на него, было трудно не заметить такого героя. Правда, теперь уже прошедшего времени.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере