Тема:

"Исламское государство" 2 месяца назад

Самоубийство в камере: готовивший взрывы в Германии террорист унес все секреты с собой

В Германии в тюремной камере покончил с собой предполагаемый террорист Джабер Аль-Бакр. Примечательно, что совершить суицид ему удалось в условиях принятых особых мер безопасности. После объявленной голодовки его камера находилась под круглосуточным наблюдением.

В Германии в тюремной камере покончил с собой предполагаемый террорист Джабер Аль-Бакр. Примечательно, что совершить суицид ему удалось в условиях принятых особых мер безопасности. После объявленной голодовки его камера находилась под круглосуточным наблюдением. Местные СМИ уже назвали произошедшее полным провалом немецкой юстиции.

22-летний Джабер Аль-Бакр был самым ценным подозреваемым в руках у немецких служб антитеррора. Исходя из этого, он должен был быть самым охраняемым. В том числе и от самого себя, поскольку еще 10 октября, когда его доставили в городское СИЗО Лейпцига, он тут же объявил сухую голодовку, разбил лампу, возможно, чтобы использовать осколки стекла для самоубийства. Наверное, с той же целью он ковырялся в электрической розетке.

Видеонаблюдение за заключенными в немецких тюрьмах запрещено, охранники в таких случаях должны заглядывать в глазок камеры каждые 15 минут. Однако вечером 12 октября, без четверти восемь, Аль-Бакр был найден повешенным. Ремень и шнурки у него отобрали. По словам представителей СИЗО, он удавился на собственной майке. Тюремное начальство и эксперты совершенно непостижимым образом не разглядели суицидальных намерений человека, который месяцы, если не годы, готовил себя к самоподрыву.

"Тюремный психолог после продолжительной беседы пришел к выводу об отсутствии суицидальных наклонностей у заключенного и предложил снизить частоту контрольных проверок заключенного с 15 до 30 минут", — пояснил директор лейпцигской тюрьмы Рольф Якоб.

"Это очень неприятный инцидент и этого не должно было произойти. Но по информации экспертов и после общения с психологом нам стало понятно решение персонала", — добавил министр юстиции Саксонии Себастьян Гемков.

Версия об убийстве звучит, но всерьез не рассматривается: слишком узкий круг лиц имел доступ к подозреваемому.

В поле зрения спецслужб Аль-Бакр попал в начале прошлого 2015 года, когда решил легализоваться в Германии. В его деле есть пометка о том, что он умеет работать со взрывчаткой. Его перемещения отслеживали.

Установлено, что осенью 2015 года он дважды выезжал в Турцию, был также замечен в сирийском городе Идлиб, где, по всей видимости, контактировал с представителями ИГИЛ. Но с того момента, как было принято решение о его задержании, а это случилось, когда он приобрел специальный жаростойкий клей, правоохранители действовали крайне нерасторопно.

"Ночью меня разбудил шум вертолета. Мой сын сказал, что повсюду полицейские. Видимо, происходило что-то серьезное", — вспоминает жительница Лейпцига Мартина Кушник.

8 октября о подготовке к штурму дома в Хемнице, где Аль-Бакр снимал квартиру, даже соседи узнали задолго до его начала. Так что подозреваемый сумел сбежать из-под носа у спецназа в Лейпциг. Его сдали трое земляков. Случайные люди, к которым он, как пишут сейчас, попросился на ночлег. Увидели объявление о розыске, сами скрутили и позвонили в полицию.

"Они пытались обратиться в полицию, но их никто не понял. Им пришлось отправлять фотографии, пока в полиции не поняли, что происходит", — рассказывает волонтер Центра сирийских беженцев Афаф Абдул Карим.

На первом допросе Аль-Бакр утверждал, что люди, которые его схватили, также связаны с ИГИЛ, мол, решили втереться в доверие за его счет. Это утверждение, конечно, проверяют. Однако канцлер Ангела Меркель уже назвала их "героями". Есть инициатива наградить сознательных сирийцев крестом "За заслуги". Больше награждать некого. За провалы не награждают.

"Необходимо срочно провести полномасштабное расследование в отношении местных властей. И я вас уверяю, это уже происходит. Мы ждем объяснений от ответственных за произошедшее. Любое промедление в расследовании тормозит поиск возможных сообщников и организаторов", — подчеркнул глава МВД Германии Томас де Мезьер.

В квартире Аль-Бакра были обнаружены инструкции по изготовлению бомбы, полтора килограмма пироксида ацетона — взрывчатки близкой по мощности к тротилу.

Именно она была использована террористами у парижского "Стад де Франс" и в аэропорту Брюсселя, что косвенно подтверждает связь Аль-Бакра с "Исламским государством".

Там же были найдены свидетельства того, что подозреваемый сначала планировал устроить теракт в поезде, а затем переключился на берлинские аэропорты Тегель и Шенефельд. Беглый анализ улик показал, что он был готов взорвать один из них уже на неделе. Как же радовались правоохранители случайному стечению обстоятельств, которые привели к его задержанию!

"Это были очень напряженные для нас дни. Затаив дыхание, мы делали все от нас зависящее. Арест преступника был как гора с плеч", — радовался министр внутренних дел Саксонии Маркус Ульбиг.

Им удалось нейтрализовать непосредственную угрозу, однако ценность Аль-Бакра состояла в информации, которой он располагал: имена, пароли, явки, технология вербовки и инфильтрации. Для Германии, где по оценкам правоохранителей, среди миллиона беженцев может находиться от пятисот спящих агентов ИГИЛ, она была бы крайне полезна. Но Аль-Бакр опять сбежал. На этот раз окончательно.

Во вторые выходные октября одновременно с попыткой задержания 22-летнего сирийца был арестован еще один подозреваемый. Об этом человеке ничего неизвестно, кроме того что сидит он в Дрездене. И теперь у его камеры все время дежурит охранник.