Жестокая оценка: общественный интерес к авиакатастрофам зависит от числа погибших

Учёные проанализировали внимание людей к различным авиакатастрофам и выяснили, как долго подобные события остаются "новостью номер один".

Учёные проанализировали внимание людей к различным авиакатастрофам и выяснили, как долго подобные события остаются "новостью номер один".
Фотография Global Look Press.

Новости о крушении самолёта разлетаются молниеносно, и в момент становятся главным событием дня. Но надолго ли? Учёные выяснили, как долго читатели готовы проявлять интерес к такого рода катастрофам, а также выявили факторы, влияющие на внимание общественности.

Общественность интересуется новостями об авиакатастрофе в том случае, если она повлекла за собой гибель 50 человек и более. Весьма жестокий факт установили учёные Оксфордского университета. Иными словами, чем больше людей погибло в страшной аварии, тем выше к этому событию интерес, объясняют исследователи. Новая работа также раскрывает несколько ключевых факторов, касающихся длительности внимания человека к подобным новостям.

Так, специалисты Института Интернета Оксфорда (Oxford Internet Institute) изучили просмотры и правки статей в "Википедии", касающиеся примерно 1500 авиакатастроф по всему миру. Они хотели оценить интерес людей к этим событиям, произошедшим с 1897 по 2016 годы.

Сайты подобные "Википедии" предоставляют безграничные данные о совершенно разных событиях, при этом внимание человека к ним остаётся относительно коротким. Социологи называют постепенную потерю интереса человека к какому-тому событию "спадом внимания".

"Интернет предлагает безграничные знания, но это не решает проблему ограниченности нашего внимания", — говорит ведущий автор работы Таха Яссери (Taha Yasseri) из Оксфордского университета.

Изначально Яссери захотел изучить поведение людей в Сети, касающееся проявления внимания к крушению самолёта компании Germanwings в прошлом году. Лайнер Airbus A320, выполнявший рейс из Барселоны в Дюссельдорф, разбился в Альпах на юго-востоке Франции 24 марта. На его борту были 150 человек, все они погибли.

Яссери проверил просмотры страницы "Википедии" (на сайте есть счётчик людей, просмотревших страницы) и заметил, что интерес достиг своего пика в первые же дни после аварии, а затем резко упал спустя всего неделю.

Учёный начал изучать статистику и других крушений (с большим числом жертв и с малым) и выяснил, что похожая модель интереса характерна для всех катастроф. Затем Яссери со своими коллегами решил формально проанализировать данные и построить алгоритм, который обработает данные всех страниц о крушениях самолётов. Учёные отмечают, что они брали во внимание только две версии "Википедии" – англоязычную и испаноязычную.

Исследователи фиксировали, когда была создана страница о событии, когда она была отредактирована, сколько раз прочитана, их также интересовало и отсутствие заметок о различных авариях.

Выяснилось, что когда крушение самолёта привело к гибели менее 50 людей, то читатели "Википедии", как правило, уделяли мало внимания этому событию. Исследователи называют это явление "низким уровнем воздействия события". Если жертв катастрофы больше, то и интерес к ним выше, считают специалисты. Но помимо количества погибших людей, также имеет значение место аварии.

Проанализировав данные, исследователи собрали всю информацию в одну таблицу, описывающую, сколько читателей уделили внимание к различным столкновениям в каждой языковой версии "Википедии". Возник сильный региональный перекос: читатели англоязычной версии сайта чаще всего изучали данные о североамериканских и европейских крушениях, а читатели испаноязычной версии, вероятнее всего, интересовались латиноамериканскими катастрофами. То есть людей больше интересуют аварии местных авиакомпаний.

Просмотры страниц двух языковых версий электронной энциклопедии, касающиеся крушений самолётов в Северной Америке и Латинской Америке, соответственно, были в 50 раз больше, чем просмотры об африканских авариях.

Но, по словам исследователей, независимо от того, где произошло крушение и сколько людей в нём погибло, просмотры всех страниц снижались в два раза спустя три-десять дней после страшного события.

По мнению Яссери, это происходит по двум причинам. Во-первых, происходит "спад новизны": новая информация является наиболее привлекательной, и люди теряют интерес к событиям, как только они перестают быть новыми. Во-вторых, новые события вытесняют старые, люди просто начинают интересоваться другими вещами.

И хотя Яссери говорит, что ожидал увидеть спад внимания к катастрофам, он всё-таки был удивлён тем, что масштабы бедствия не влияют на то, как долго к ним прикован интерес общественности. И тот факт, что подобная тенденция была замечена в двух языковых версиях сайта говорит об универсальности правила – крупные аварии не привлекают внимание человека на больший период, чем аварии меньшего масштаба. Да, интерес к первым выше, но продолжительность его одинакова.

Возможно, это не так уж и плохо, считает учёный Джованни Лука Чампалья (Giovanni Luca Ciampaglia) из Научного института Сети при Университете Индианы. "Я воздержусь от оценочных суждений по поводу того, что непродолжительная концентрация внимания в Сети – это хорошо или плохо. Но, возможно, это говорит о том, что человек может просто двигаться дальше и обращать внимание на другие вещи, когда они случаются. В определенном смысле это даже необходимо", — заключает Чампалья.

Результаты исследования группы Яссери опубликованы в журнале Royal Society Open Science.