Гибнущий дом Стройбюро в Королеве ждет инвестора

Восстановят ли в Подмосковье памятник конструктивизма – дом Стройбюро в Болшеве? В 1930-х годах здание было частью знаменитой трудовой коммуны, но полтора года назад его варварски снесли. На гибель обрекли и фрагменты настенной росписи художника-авангардиста Василия Маслова.

Восстановят ли в Подмосковье памятник конструктивизма — дом Стройбюро в Болшеве? Пока власти заняты поиском инвестора, готового заняться реставрацией. В 1930-х годах здание было частью знаменитой трудовой коммуны, но полтора года назад его варварски снесли. На гибель обрекли и фрагменты настенной росписи художника-авангардиста Василия Маслова. Часть панно до сих пор находится под завалами.

Сегодня по никем не охраняемой территории свободно гуляют дети и взрослые. Одни собирают здесь металлолом, другие разбрасывают стеклотару. Работа архитектора Лангмана, автора таких зданий как Госдума и стадион "Динамо" в Москве, планомерно уничтожается уже несколько лет. Администрация города несколько раз передавала участок разным застройщикам. Судебные запреты, как выяснилось позже, только откладывали снос.

"Мы добивались того, чтобы его поставили на охранный статус, мы этого добились, наконец, 6 марта 2015 года, а с 7 на 8 марта случилось то, что мы видим", — рассказывает историк архитектуры Андрей Чермошенцев.

Следствие до сих пор не нашло злоумышленников на экскаваторах — так же, как и поджигателей, восемь раз устраивавших в здании пожар. Стройбюро — главное сооружение ансамбля Болшевской коммуны. В 1928 году здесь был построен целый городок для перевоспитания юных беспризорников. Первый советский художественный звуковой фильм "Путевка в жизнь" рассказывает именно о судьбе местных коммунаров. Остальные здания комплекса — фабрика-кухня, общежития и больница — того же года постройки, но они до сих пор функционируют и никаких признаков ветхости в них не найдено.

Здесь же, под грудой кирпича и арматуры гибнет роспись художника Маслова. Десятки музеев мечтают заполучить работу "Индустриализация", но сейчас ее не могут даже законсервировать.

Работ авангардиста Василия Маслова сохранилось немного — несколько картин в самом Королеве и небольшое собрание в художественном музее Нижнего Новгорода. Со стен Стройбюро все же успели снять одну роспись, сейчас "Электрификация" — на финальном этапе реставрации. Вторая, размером во всю стену, так и остается под завалами.

"Был такой ажиотаж, так ценили, что нашли такие росписи, относящиеся к 1930-м годам, что у нас так мало этого осталось, что это такая большая ценность", — отмечает дочь художника Наталья Маслова.

Маслов был арестован в 1937-м, дочери Наталье тогда было всего три года. О том, что отца расстреляли, ей долго не говорили, а спустя два десятилетия пришло письмо, в котором сообщалось, что Василий Николаевич — больше не враг народа.

"Я его просто не знала. Поэтому восстановление для меня было бы просто великим счастьем, подарком судьбы", — признается Наталья Маслова.

И вот теперь, когда здание практически уничтожено, чиновники начали строить — пока только планы по его восстановлению.

"О сроках можно будет говорить после того, как будет найден инвестор", — подчеркивает начальник управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Александр Соловьев.

Потенциальным инвесторам даже предлагается льготная аренда в 1 рубль. Правда, желающих все равно пока нет — восстановление главного здания конструктивистского городка, по примерным подсчетам, обойдется в 200 млн рублей.