Робота-пилота испытали за штурвалом самолёта, но под присмотром человека

Система ALIAS √ это разработка DARPA, позволяющая снизить нагрузку на экипаж и способная взять управление самолётом в свои "руки".

Система ALIAS √ это разработка DARPA, позволяющая снизить нагрузку на экипаж и способная взять управление самолётом в свои "руки".
Фотография с сайта aurora.aero.

Систему протестировали уже на двух самолётах. Оба испытания были признаны успешными.

Систему протестировали уже на двух самолётах. Оба испытания были признаны успешными.
Фотография AP Photo/Cliff Owen.

Человек по-прежнему следит за управлением самолётом, однако весь функционал осуществляет автоматизированная система √ вплоть до взлёта и посадки.

Человек по-прежнему следит за управлением самолётом, однако весь функционал осуществляет автоматизированная система √ вплоть до взлёта и посадки.
Фотография с сайта aurora.aero.

Система ALIAS √ это разработка DARPA, позволяющая снизить нагрузку на экипаж и способная взять управление самолётом в свои "руки".
Систему протестировали уже на двух самолётах. Оба испытания были признаны успешными.
Человек по-прежнему следит за управлением самолётом, однако весь функционал осуществляет автоматизированная система √ вплоть до взлёта и посадки.
В США разработана роботизированная система, которая может заменить второго пилота самолёта. Такому помощнику не надоедает летать, он не чувствует усталость, желания отвлечься от работы у него тоже нет. На днях учёные испытали систему и полностью передали управление самолётом в "руки" робота.

Система ALIAS, разработанная специалистами агентства Министерства обороны США DARPA, может несколько снизить требования к экипажу военных и гражданских самолётов малой авиации, поскольку система возьмёт контроль по управлению самолётом в свои роботизированные "руки". И хотя до самого серийного производства такой системы ещё далеко, её работоспособность уже успешно продемонстрировали на самолёте Cessna Caravan.

Одномоторный самолёт, на борту которого проводились испытания, ничем не отличался от других подобных, однако внутри него в правом кресле пилота располагался не человек, а робот.

Помощник человека состоит из веретенообразных металлических трубок и стержней, заменяющих ему руки и ноги, а также обладает своеобразной клешнёй для управления штурвалом самолёта. В левом кресле сидел человек, наблюдающий за процессом полёта, он также отдавал команды роботизированному второму пилоту при помощи электронного планшета. Испытания были признаны успешными.

Человек по-прежнему следит за управлением самолётом, однако весь функционал осуществляет автоматизированная система √ вплоть до взлёта и посадки.

Отмечается, что по мере развития различных технологий, управление самолётом становится всё более сложным и, соответственно, достаточно трудным для человека. Пилоты и члены экипажа обязаны проходить интенсивную подготовку перед тем, как могут быть допущены к управлению новейшими транспортными средствами. Но даже после тщательной подготовки и у них могут возникнуть трудности.

По данным специалистов DARPA, новая система ALIAS (Aircrew Labor In-Cockpit Automation System) может стать решением возникающих проблем. Вместо того чтобы модернизировать старые самолёты при помощи сложной и дорогой автоматизированной системы управления, её заменят на ALIAS. Инженеры добавляют, что ALIAS был разработан как адаптируемое решение, чтобы уменьшить нагрузку на экипаж.

Систему протестировали уже на двух самолётах. Оба испытания были признаны успешными.

Таким образом, любой пилотируемый летательный аппарат можно будет превратить с помощью новой системы в беспилотник. И хотя система представляет собой совершенно новую технологию, она основывается на предыдущих проектах DARPA, связанных с автоматизированными системами и беспилотными автономными транспортными средствами.

Когда система полностью настроена и находится в рабочем состоянии, в задачи ALIAS входит контролирование всего сложного процесса полёта – от взлёта до посадки. Система также может справляться с различными чрезвычайными ситуациями в воздухе и по существу сможет заменить людей на посту пилота. Человек же сможет следить за ходом действия полёта, но при этом позволять компьютеру самому справляться с каждой минутой полёта.

В начале этого года специалисты успешно протестировали систему на самолёте Diamond DA-42, но недавно её же установили и в самолёте Cessna Caravan, чтобы попытаться доказать универсальность ALIAS. Она успешно справилась с рядом основных лётных манёвров.

На данный момент специалисты работают над тем, чтобы установить систему в вертолёт Bell UH-1.

"Демонстрация нашей автоматизированной системы на UH-1 и Caravan докажет работоспособность системы и в военном применении, и в коммерческом, — объясняет Джон Уисслер (John Wissler) вице-президент по исследованиям и развитию компании Aurora, который работал над проектом. – ALIAS позволяет пилотам передать основные функции по управлению полётом и обратить их внимание на не связанные напрямую с полётом проблемы — неблагоприятные погодные условия, потенциальные угрозы или даже обновление логистических планов".