В России предложили концепцию самолета на криогенном топливе


ЦАГИ

Концепция нового типа самолёта предполагает использование в качестве топлива водородно-воздушной смеси вместо привычной керасиново-воздушной. Это позволит существенно сократить стоимость перелёта, отмечают разработчики.

Российские учёные из Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ) представили концепцию пассажирского широкофюзеляжного самолета на криогенном топливе вместимостью от 200 до 230 пассажиров, пишет N+1 со ссылкой на Aviation Week.

Концепция предполагает создание двухэтажного фюзеляжа, в нижней части которого будет располагаться пассажирский салон, а верхний этаж будет отдан под топливыне баки с жидким водородом. Негативные воздействия от увеличенного лобового сопротивления такого "горбатого" борта предлагается нивелировать с помощью вентиляторных двигателей, установленных в хвостовой части. Эти пропеллеры будут вращаться в противоположные стороны и захватывать медленный пограничный слой, текущий по поверхности фюзеляжа. Предполагается, что это будет приводить к образованию зон турбулентности и ускорению течения пограничного слоя в передней части фюзеляжа, а значит, снижать лобовое сопротивление. Пропеллерные двигатели будут электрическими и будут запитываться от водородной топливной ячейки, расположенной в хвосте.

Работы над созданием самолётов на водородном топливе проводились ещё в СССР. У такого проекта были две основные выгоды. Во-первых, такой самолёт был намного экологичней, а во-вторых, водородно-воздушная смесь была более энергоэффективной, нежели привычное керосиново-воздушное топливо, поэтому его требовалось значительно меньше. Однако размещение баков для жидкого водорода внутри фюзеляжа вело к неизбежному сокращению пассажирских мест, а размещение ёмкостей на внешней подвеске приводило к увеличению взлётной массы и лобового сопротивления самолёта, что полностью нивелировало выгоды от использования водородного топлива.

Первый пассажирский самолёт на сжиженном водороде в Советском союзе был сделан на базе Ту-154. Для работы его двигателя НК-88 требовался жидкий водород, охлажденный до -253 градусов по Цельсию. Он получил индекс Ту-155. В конце 80-х он совершил более ста испытательных полетов, пять из которых были проведены исключительно на водороде. Дальнейшее развитие его двигателей (НК-89) привело к тому, что их приспособили для работы на сжиженном природном газе. Однако в начале 90-х проект Ту-155 был закрыт.