Российские учёные из Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ) представили концепцию пассажирского широкофюзеляжного самолета на криогенном топливе вместимостью от 200 до 230 пассажиров, пишет N+1 со ссылкой на Aviation Week.
Концепция предполагает создание двухэтажного фюзеляжа, в нижней части которого будет располагаться пассажирский салон, а верхний этаж будет отдан под топливыне баки с жидким водородом. Негативные воздействия от увеличенного лобового сопротивления такого "горбатого" борта предлагается нивелировать с помощью вентиляторных двигателей, установленных в хвостовой части. Эти пропеллеры будут вращаться в противоположные стороны и захватывать медленный пограничный слой, текущий по поверхности фюзеляжа. Предполагается, что это будет приводить к образованию зон турбулентности и ускорению течения пограничного слоя в передней части фюзеляжа, а значит, снижать лобовое сопротивление. Пропеллерные двигатели будут электрическими и будут запитываться от водородной топливной ячейки, расположенной в хвосте.
Работы над созданием самолётов на водородном топливе проводились ещё в СССР. У такого проекта были две основные выгоды. Во-первых, такой самолёт был намного экологичней, а во-вторых, водородно-воздушная смесь была более энергоэффективной, нежели привычное керосиново-воздушное топливо, поэтому его требовалось значительно меньше. Однако размещение баков для жидкого водорода внутри фюзеляжа вело к неизбежному сокращению пассажирских мест, а размещение ёмкостей на внешней подвеске приводило к увеличению взлётной массы и лобового сопротивления самолёта, что полностью нивелировало выгоды от использования водородного топлива.
Первый пассажирский самолёт на сжиженном водороде в Советском союзе был сделан на базе Ту-154. Для работы его двигателя НК-88 требовался жидкий водород, охлажденный до -253 градусов по Цельсию. Он получил индекс Ту-155. В конце 80-х он совершил более ста испытательных полетов, пять из которых были проведены исключительно на водороде. Дальнейшее развитие его двигателей (НК-89) привело к тому, что их приспособили для работы на сжиженном природном газе. Однако в начале 90-х проект Ту-155 был закрыт.